Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе основной образовательной
программы ФГОС СОО, рабочей программы воспитания МОКУ «Соболевская средняя
школа» Рабочей программе соответствует учебник: авторы: В.В.Спасская, С.И.Володина,
Н.Г.Суворова, А.М.Полиевктова, В.В.Навродская, А.Ф.Никитин; Российский фонд правовых
реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». _Москва:
Витта-Пресс, 2001. – с. 34-44,
рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение: 1 час в неделю.
Программа рассчитана на 34 часа в год.
Основные цели курса:
развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального
мышления, критического мышления, позволяющего объективно воспринимать
социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной
ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям,
положенным в основу Конституции РФ;
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой
культуры, социально-правовой активности, внутренне убежденности в необходимости
соблюдения норм права;
- освоение знаний об экономической и иных видах деятельности людей; основных
принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России,
необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения
обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, необходимую для применения освоенных
знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов
личности; содействия подержанию правопорядка в обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной
деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных
национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейнобытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
Основные задачи курса – приобретение опыта познавательной и практической
деятельности:
- работа с педагогически неадаптированными источниками социальной информации,
включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмыслении разнородной социальной информации,
отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с
применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы
социально-гуманитарного знания;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни;
- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам,
отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике,
разработка индивидуальных и групповых ученических проектов;
- подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования
актуальных социальных проблем;
- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами,
участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
- работа с педагогически неадаптированными источниками социальной информации,
включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмыслении разнородной социальной информации,
отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с
применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы
социально-гуманитарного знания;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни;
- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам,
отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике,
разработка индивидуальных и групповых ученических проектов;
- подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования
актуальных социальных проблем;
- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами,
участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Содержание рабочей программы курса «Право и экономика» 34 часа
Раздел№1
Государственно-правовое регулирование экономики. 5часов
Роль права в жизни общества. Рыночная экономика как объект воздействия права.
Государственно-правовой контроль за экономикой.
Социально-экономические права граждан.
Раздел №2
Юридические формы предпринимательства.
5часов
Понятие предпринимательства. Виды предпринимательства. Индивидуальное
предпринимательство.Юридические лица: понятие и виды.
Виды коммерческих организаций.
Раздел №3.
Собственность.
8часов
Законодательство, регулирующее отношения собственности. Понятие права
собственности. Субъекты права собственности. Право собственности граждан. Право
частной собственности юридических лиц. Право государственной и муниципальной
собственности.
Право собственности на движимое и недвижимое имущество. Право общей
собственности.Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности
Раздел№4.
Договоры.
5 часов
Понятие договора. Виды договора.Порядок заключения договора. Способы обеспечения
исполнения договора. Гражданско-правовая ответственность за неисполнение договоров
Раздел №5.
Ценные бумаги.
5 часа
Понятие и виды ценных бумаг.Рынок ценных бумаг и его участники.
Раздел №6
Труд и социальная защита.
5часов
Законодательство о труде. Занятость и трудоустройство в Р.Ф. Трудовой договор.
Безработица.Страхование и пенсионное дело.
Раздел №7
Банковские операции.
6часа
Кредитные организации и банковская деятельность. Договор займа, кредита и
банковского вклада. Договор банковского счета. Современные платежные средства
Раздел №8
Государственный бюджет.
5 часа
Бюджетная система Р.Ф.Налоговая система Р.Ф.Конкуренция.Антимонопольное
законодательство.
Раздел №9
Экономическое партнерство с другими странами.
4 часа
Законодательство о внешнеэкономической деятельности.Таможенное законодательство.
Раздел №10
Правоохранительные органы.
6часов
Правоохранительная система и ее задачи.Суды общей юрисдикции. Арбитражные
суды.Прокуратура.Нотариат.
Раздел №11
Экономические споры.
5часов
Гражданские правовые споры.Досудебный порядок рассмотрения споров.Судебный
порядок рассмотрения споров.Подсудность имущественных споров. Исковая
давностьАдвокатура.
Раздел №12
Защита гражданских и трудовых прав.
5 часов
Защита права собственности. Защита чести, достоинства, деловой репутации.Защита прав
потребителей.Защита прав акционеров.
Защита трудовых прав граждан. Защита трудовых прав несовершеннолетних
Раздел
№1
Раздел
№2
Раздел
№3
Раздел
№4
Количество
часов
№ модуля,
раздела, темы
Учебно-тематический план для 11 класса.
Наименование модулей,
разделов, тем
Количество часов
теоретические
практические
Банковские операции.
6
5
1
Государственный бюджет.
5
4
1
Экономическое партнерство с
другими странами.
Правоохранительные органы.
4
4
6
5
1
Раздел Экономические споры.
№5
Раздел Защита гражданских и трудовых
прав.
№6
5
4
1
6
5
1
26
5
2
34
повторение
Всего часов
Раздел №1
Государственно-правовое регулирование экономики. 5 часов
1
Роль права в жизни
общества
1
Лекция
2
Рыночная экономика
как объект воздействия
права
1
Беседа
3
Государственноправовой контроль за
экономикой
Лекция
Знать основные
положения урока. Уметь
делать выводы
4
Социальноэкономические права
граждан Российской
Федерации
Диспут
Знать основные
положения урока. Уметь
делать выводы
5
Самостоятельная работа
Обобщение
материала
Раздел №2
6
Знать основные
положения урока. Уметь
анализировать, делать
выводы, отвечать на
вопросы.
Знать основные
положения урока. Уметь
делать выводы
Юридические формы предпринимательства
Понятие
предпринимательства
1
Изучение
нового
опро
с
Фро
нтал
ьны
й
опро
с
Запи
сь
лекц
ии.
Фро
нтал
ьны
й
опро
с
Пис
ьме
нная
рабо
та
5
Знать основные
положения урока. Уметь
Запи
сь
Дата факт
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
(результат)
Д
/З
Дата план
Наименование разделов
и тем
Тип урока
(форма и
вид
деятельнос
ти
обучающих
ся, форма
занятий)
Вид контроля.
№
п/п
Количество часов
Календарно-тематический план для 11 класса
материала
анализировать, делать
выводы, отвечать на
вопросы.
лекц
ии.
Опр
ос.
Знать основные
положения урока. Уметь
делать выводы
Выс
тупл
ения
и их
защ
ита
опро
с
7
Индивидуальное
предпринимательство
1
Семинар
8
Юридические лица:
понятие и виды
1
9
Виды. Создание,
реорганизация,
ликвидация
коммерческих
организаций
1
Комбиниро Знать основные
ванный
положения урока. Уметь
урок
анализировать, делать
выводы, отвечать на
вопросы.
Лекция
Знать основные
положения урока. Уметь
анализировать, делать
выводы, отвечать на
вопросы.
10
Самостоятельная работа
1
11
Законодательство,
регулирующее
отношения
собственности
12
Понятие права
собственности
1
Семинар
13
Субъекты права
собственности
1
Комбиниро Знать основные
ванный
положения урока. Уметь
урок
делать выводы
Обобщение
материала
Запи
сь
лекц
ии.
Сост
авле
ние
вопрос
ного
план
а к
ней
Пис
ьме
нная
рабо
та
Раздел №3 Собственность.
8часов
1
Изучение
Знать основные
нового
положения урока. Уметь
материала
делать выводы
Знать основные
положения урока. Уметь
анализировать, делать
выводы, отвечать на
вопросы.
Фро
нтал
ьны
й
опро
с
Опр
ос.
Фро
нтал
ьны
й
14
Право собственности
граждан
1
1
Комбиниро
ванный
урок
Лекция
Знать основные
положения урока. Уметь
делать выводы
Знать основные
положения урока. Уметь
делать выводы
15
Право частной
собственности
юридических лиц
16
Право государственной
и муниципальной
собственности
1
Семинар
Знать основные
положения урока. Уметь
анализировать, делать
выводы, отвечать на
вопросы.
17
Право собственности на
движимое и
недвижимое имущество
1
Диспут
Знать основные
положения урока. Уметь
делать выводы
18
Самостоятельная работа
1
Обобщение
материала
Раздел №4 Договоры.
5 часов
1
Изучение
Знать основные
нового
положения урока. Уметь
материала
делать выводы
1
Комбиниро Знать основные
ванный
положения урока. Уметь
урок
делать выводы
19
Понятие договора
20
Виды договоров
21
Порядок заключения
договоров.
Способы обеспечения
исполнения договоров.
1
Семинар
22
Гражданско-правовая
ответственность за
неисполнение
договоров
1
23
Самостоятельная работа
1
Комбиниро Знать основные
ванный
положения урока. Уметь
урок
анализировать, делать
выводы, отвечать на
вопросы.
Обобщение
материала
Знать основные
положения урока. Уметь
делать выводы
опро
с
опро
с
Запи
сь
лекц
ии.
Опр
ос.
Выс
тупл
ения
и их
защ
ита
Выс
тупл
ения
и их
защ
ита
Выс
тупл
ения
и их
защ
ита
опро
с
Фро
нтал
ьны
й
опро
с
Выс
тупл
ения
и их
защ
ита
опро
с
Пис
ьме
нная
рабо
та
24
Раздел №5 Ценные бумаги.
4 часов.
Понятие ценных бумаг
1
Изучение
Знать основные
нового
положения урока. Уметь
материала
анализировать, делать
выводы, отвечать на
вопросы.
25
Виды ценных бумаг
1
Лекция
Знать основные
положения урока. Уметь
делать выводы
26
Рынок ценных бумаг и
его участники
1
Лекция
Знать основные
положения урока. Уметь
делать выводы
27
Самостоятельная работа
1
Обобщение
материала
28
29
30
Запи
сь
лекц
ии.
Сост
авле
ние
вопрос
ного
план
а к
ней
Пис
ьме
нная
рабо
та
опро
с
Пис
ьме
нная
рабо
та
Раздел №6 Труд и социальная защита.
6 часов.
Законодательство о
1
Изучение
Знать основные
труде
нового
положения урока. Уметь
материала
делать выводы
Занятость и
1
Диспут
Знать основные
трудоустройство в
положения урока. Уметь
Российской Федерации
делать выводы
Трудовой договор
1
Комбиниро Знать основные
ванный
положения урока. Уметь
урок
анализировать, делать
выводы, отвечать на
вопросы.
31
Безработица
1
Семинар
Знать основные
положения урока. Уметь
анализировать, делать
выводы, отвечать на
вопросы.
32
Страхование и
пенсионное дело
1
Лекция
Знать основные
положения урока. Уметь
опро
с
опро
с
Фро
нтал
ьны
й
опро
с
Выс
тупл
ения
и их
защ
ита
Запи
сь
анализировать, делать
выводы, отвечать на
вопросы.
33
Самостоятельная работа
1
34
35
Повторение
Повторение
1
1
Обобщение
материала
лекц
ии.
Опр
ос
Выс
тупл
ения
и их
защ
ита