Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы ФГОС СОО, рабочей программы воспитания МОКУ «Соболевская средняя школа» Рабочей программе соответствует учебник: авторы: В.В.Спасская, С.И.Володина, Н.Г.Суворова, А.М.Полиевктова, В.В.Навродская, А.Ф.Никитин; Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». _Москва: Витта-Пресс, 2001. – с. 34-44, рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение: 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год. Основные цели курса: развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке; воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ; - развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренне убежденности в необходимости соблюдения норм права; - освоение знаний об экономической и иных видах деятельности людей; основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции; - овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, необходимую для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейнобытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук. Основные задачи курса – приобретение опыта познавательной и практической деятельности: - работа с педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета); - критическое восприятие и осмыслении разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; - анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания; - решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания; - участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; - участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению; - осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов; - подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем; - осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления. - работа с педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета); - критическое восприятие и осмыслении разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; - анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания; - решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания; - участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; - участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению; - осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов; - подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем; - осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления. Содержание рабочей программы курса «Право и экономика» 34 часа Раздел№1 Государственно-правовое регулирование экономики. 5часов Роль права в жизни общества. Рыночная экономика как объект воздействия права. Государственно-правовой контроль за экономикой. Социально-экономические права граждан. Раздел №2 Юридические формы предпринимательства. 5часов Понятие предпринимательства. Виды предпринимательства. Индивидуальное предпринимательство.Юридические лица: понятие и виды. Виды коммерческих организаций. Раздел №3. Собственность. 8часов Законодательство, регулирующее отношения собственности. Понятие права собственности. Субъекты права собственности. Право собственности граждан. Право частной собственности юридических лиц. Право государственной и муниципальной собственности. Право собственности на движимое и недвижимое имущество. Право общей собственности.Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности Раздел№4. Договоры. 5 часов Понятие договора. Виды договора.Порядок заключения договора. Способы обеспечения исполнения договора. Гражданско-правовая ответственность за неисполнение договоров Раздел №5. Ценные бумаги. 5 часа Понятие и виды ценных бумаг.Рынок ценных бумаг и его участники. Раздел №6 Труд и социальная защита. 5часов Законодательство о труде. Занятость и трудоустройство в Р.Ф. Трудовой договор. Безработица.Страхование и пенсионное дело. Раздел №7 Банковские операции. 6часа Кредитные организации и банковская деятельность. Договор займа, кредита и банковского вклада. Договор банковского счета. Современные платежные средства Раздел №8 Государственный бюджет. 5 часа Бюджетная система Р.Ф.Налоговая система Р.Ф.Конкуренция.Антимонопольное законодательство. Раздел №9 Экономическое партнерство с другими странами. 4 часа Законодательство о внешнеэкономической деятельности.Таможенное законодательство. Раздел №10 Правоохранительные органы. 6часов Правоохранительная система и ее задачи.Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды.Прокуратура.Нотариат. Раздел №11 Экономические споры. 5часов Гражданские правовые споры.Досудебный порядок рассмотрения споров.Судебный порядок рассмотрения споров.Подсудность имущественных споров. Исковая давностьАдвокатура. Раздел №12 Защита гражданских и трудовых прав. 5 часов Защита права собственности. Защита чести, достоинства, деловой репутации.Защита прав потребителей.Защита прав акционеров. Защита трудовых прав граждан. Защита трудовых прав несовершеннолетних Раздел №1 Раздел №2 Раздел №3 Раздел №4 Количество часов № модуля, раздела, темы Учебно-тематический план для 11 класса. Наименование модулей, разделов, тем Количество часов теоретические практические Банковские операции. 6 5 1 Государственный бюджет. 5 4 1 Экономическое партнерство с другими странами. Правоохранительные органы. 4 4 6 5 1 Раздел Экономические споры. №5 Раздел Защита гражданских и трудовых прав. №6 5 4 1 6 5 1 26 5 2 34 повторение Всего часов Раздел №1 Государственно-правовое регулирование экономики. 5 часов 1 Роль права в жизни общества 1 Лекция 2 Рыночная экономика как объект воздействия права 1 Беседа 3 Государственноправовой контроль за экономикой Лекция Знать основные положения урока. Уметь делать выводы 4 Социальноэкономические права граждан Российской Федерации Диспут Знать основные положения урока. Уметь делать выводы 5 Самостоятельная работа Обобщение материала Раздел №2 6 Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Знать основные положения урока. Уметь делать выводы Юридические формы предпринимательства Понятие предпринимательства 1 Изучение нового опро с Фро нтал ьны й опро с Запи сь лекц ии. Фро нтал ьны й опро с Пис ьме нная рабо та 5 Знать основные положения урока. Уметь Запи сь Дата факт Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) Д /З Дата план Наименование разделов и тем Тип урока (форма и вид деятельнос ти обучающих ся, форма занятий) Вид контроля. № п/п Количество часов Календарно-тематический план для 11 класса материала анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. лекц ии. Опр ос. Знать основные положения урока. Уметь делать выводы Выс тупл ения и их защ ита опро с 7 Индивидуальное предпринимательство 1 Семинар 8 Юридические лица: понятие и виды 1 9 Виды. Создание, реорганизация, ликвидация коммерческих организаций 1 Комбиниро Знать основные ванный положения урока. Уметь урок анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Лекция Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. 10 Самостоятельная работа 1 11 Законодательство, регулирующее отношения собственности 12 Понятие права собственности 1 Семинар 13 Субъекты права собственности 1 Комбиниро Знать основные ванный положения урока. Уметь урок делать выводы Обобщение материала Запи сь лекц ии. Сост авле ние вопрос ного план а к ней Пис ьме нная рабо та Раздел №3 Собственность. 8часов 1 Изучение Знать основные нового положения урока. Уметь материала делать выводы Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Фро нтал ьны й опро с Опр ос. Фро нтал ьны й 14 Право собственности граждан 1 1 Комбиниро ванный урок Лекция Знать основные положения урока. Уметь делать выводы Знать основные положения урока. Уметь делать выводы 15 Право частной собственности юридических лиц 16 Право государственной и муниципальной собственности 1 Семинар Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. 17 Право собственности на движимое и недвижимое имущество 1 Диспут Знать основные положения урока. Уметь делать выводы 18 Самостоятельная работа 1 Обобщение материала Раздел №4 Договоры. 5 часов 1 Изучение Знать основные нового положения урока. Уметь материала делать выводы 1 Комбиниро Знать основные ванный положения урока. Уметь урок делать выводы 19 Понятие договора 20 Виды договоров 21 Порядок заключения договоров. Способы обеспечения исполнения договоров. 1 Семинар 22 Гражданско-правовая ответственность за неисполнение договоров 1 23 Самостоятельная работа 1 Комбиниро Знать основные ванный положения урока. Уметь урок анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Обобщение материала Знать основные положения урока. Уметь делать выводы опро с опро с Запи сь лекц ии. Опр ос. Выс тупл ения и их защ ита Выс тупл ения и их защ ита Выс тупл ения и их защ ита опро с Фро нтал ьны й опро с Выс тупл ения и их защ ита опро с Пис ьме нная рабо та 24 Раздел №5 Ценные бумаги. 4 часов. Понятие ценных бумаг 1 Изучение Знать основные нового положения урока. Уметь материала анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. 25 Виды ценных бумаг 1 Лекция Знать основные положения урока. Уметь делать выводы 26 Рынок ценных бумаг и его участники 1 Лекция Знать основные положения урока. Уметь делать выводы 27 Самостоятельная работа 1 Обобщение материала 28 29 30 Запи сь лекц ии. Сост авле ние вопрос ного план а к ней Пис ьме нная рабо та опро с Пис ьме нная рабо та Раздел №6 Труд и социальная защита. 6 часов. Законодательство о 1 Изучение Знать основные труде нового положения урока. Уметь материала делать выводы Занятость и 1 Диспут Знать основные трудоустройство в положения урока. Уметь Российской Федерации делать выводы Трудовой договор 1 Комбиниро Знать основные ванный положения урока. Уметь урок анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. 31 Безработица 1 Семинар Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. 32 Страхование и пенсионное дело 1 Лекция Знать основные положения урока. Уметь опро с опро с Фро нтал ьны й опро с Выс тупл ения и их защ ита Запи сь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. 33 Самостоятельная работа 1 34 35 Повторение Повторение 1 1 Обобщение материала лекц ии. Опр ос Выс тупл ения и их защ ита