с. Соболево 2023
11кл
Аннотация
Рабочая программа по астрономии для МКОУ «Соболевская средняя школа» 11кл разработана на основе следующих нормативных
документов:
•
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;
•
федерального компонента государственного стандарта общего образования в действующей редакции;
•
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в действующей редакции.
•
приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» в действующей редакции;
•
учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2010г в
действующей редакции.
Главной целью изучения астрономии является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды
ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие,
ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только
определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического
планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный
подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде
трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы,
обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по
теории физики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке
представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и
рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и
совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения.
Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия
всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана
способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической
науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных
качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и
гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков
сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и
использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии,
где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и
инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к
конструктивному взаимодействию с людьми.
Настоящий календарно-тематический план по астрономии учитывает направленность класса.
Согласно действующему учебному плану по астрономии и с учетом направленности классов, календарно-тематический план
астрономии предусматривает следующие варианты организации процесса обучения: в 11 классе предполагается обучение в объеме 34
часов;
В соответствии с этим реализуется модифицированная программа «Астрономия 11 класс», БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут., в
объеме 34 часов.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые
результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность
педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных
результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты
представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего
образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности,
что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию
на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое
внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все
более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий, поэтапного
формирования умения решать задачи.
На ступени полной, средней школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений
разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания,
значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты
по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать
факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование
различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов
работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение
объективно нового исследовательского результата.
Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности,
проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому
мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения
материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна
совершенно иная схема изучения физических процессов «всеобщее — общее— единичное».
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной
компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, (картографическими и хронологическими)
материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу
информации, представленной в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов
электронной обработки при поиске и систематизации информации.
Специфика целей и содержания изучения астрономии на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной
деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и
готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как
средства развития культуры личности.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических
средств, реализуемых с помощью компьютера (на базе кабинета медиапрограмм с интерактивной доской).
1.Содержание программы.
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками.Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволноваяастрономия:
электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.
История развития отечественной космонавтики.
Первый искусственный спутник Земли, полетЮ. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной
сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого
расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичноедвижение Солнца.
Эклиптика.
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации
планети условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний иразмеров тел в Солнечной системе. Горизонтальныйпараллакс. Движение небесных тел под
действиемсил тяготения. Определение массы небесных тел.Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования
Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. ПриродаМеркурия, Венеры и Марса. Планетыгиганты, ихспутники и кольца. Малые тела Солнечной системы:
астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды.Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав истроение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические
методытеоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. АтмосфераСолнца. Солнечная активность и ее
влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.Звезды: основные физико-химические характеристики и их
взаимосвязь. Годичный параллакси расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвети температура различных классов звезд. Эффект Доплера.
Диаграмма «спектр — светимость»(«цвет — светимость»). Массы и размеры звезд.Двойные и кратные звезды. Гравитационныеволны.
Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения
Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура.Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро
Галактики. Области звездообразования. ВращениеГалактики. Проблема «скрытой» массы (темнаяматерия).
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и
законХаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная. Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение
расширения Вселенной.«Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли.Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы
Тема раздела
Самостоятельные и контрольные работ
Введение
1 (с.р.)
Практические основы астрономии
1 (с.р.)
Природа тел Солнечной системы
1 (с.р.)
Наша Галактика
1 (с.р.)
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения астрономии в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой
культуры;
•
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
•
мотивация образовательной деятельности школьников мА основе личностно-ориентированного подхода;
•
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметнымирезультатами обучения астрономии в основной школе являются:
•
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
•
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,
овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки
выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
•
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,
анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного
текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
•
Астрономия 11 класс.
1 час в неделю, 33 часов в год
Учебник « Астрономия » Б.А. Воронцов-Вельяминов
Дрофа Москва.- 2018
1. Календарно-тематическое планирование.
№
урока
Тема урока
Введение
Кол-во
часов
Домашнее
задание
2
1
Предмет астрономии
§1
2
Наблюдения- основа
астрономии
1
Практические основы
астрономии
5
3
Звезды и созвездия.
Небесные координаты и
звездные карты.
1
§3,4
4
Видимое движение звезд
на различных
географических широтах
1
§5
5
Годичное движение
Солнца по небу.
Эклиптика.
1
§6, 7,8
6
Основы измерения времени 1
7
Самостоятельная работа.
Введение в астрономию.
1
Строение Солнечной
системы
2
8
Развитие представлений о
строении мира
1
§10
9
Конфигурация планет.
Синодический период.
1
§11
§2
§9
Законы движения небесных 5
тел.
10
Законы движения планет
Солнечной системы.
1
§12
дата
план
факт
11
Решение задач
1
§12
12
Определение расстояний и
размеров тел в Солнечной
системе
1
§13
13
Движение небесных тел
под действием сил
тяготения
1
§14
14
Движение небесных тел
под действием сил
тяготения. Решение задач
1
§14
Природа тел солнечной
системы
8
15
Общие характеристики
планет
1
§15
16
Солнечная система как
комплекс тел, имеющих
общее происхождение
1
§16
17
Система Земля-Луна
1
§17
18
Планеты земной группы
1
§18
19
Далекие планеты
1
§19
20
Планеты – карлики и
малые тела
1
§20
21
Решение задач.
1
§15-20
22
Решение задач с.р.
1
Солнце и звезды
6
23
Солнце – ближайшая
звезда. Энергия и
температура Солнца.
1
§21
24
Солнце – ближайшая
звезда. Атмосфера Солнца.
1
§21
25
Расстояния до звезд
26
Массы и размеры звезд
1
§23
27
Решение задач.с.р.
1
§23
28
Переменные и
нестационарные звезды
1
§24
§22
Строение и эволюция
Вселенной
4
29
Наша Галактика
1
§25
30
Другие звездные системыгалактики
1
§26
31
Основы современной
космологии
1
§27
32
Решение задач с.р.
1
Жизнь и разум во
Вселенной.
2
Жизнь и разум во
Вселенной
1
Итого:
33
33
Интернет – ресурсы :
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru
http://www.edu.ru
http://ege.edu.ru
http://fipi.ru
http://www.neive.by.ru
http://festival.1september.ru
https://infourok.ru/
https://oge.sdamgia.ru/
§28