с. Соболево 2023 11кл Аннотация Рабочая программа по астрономии для МКОУ «Соболевская средняя школа» 11кл разработана на основе следующих нормативных документов: • Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции; • федерального компонента государственного стандарта общего образования в действующей редакции; • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в действующей редакции. • приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» в действующей редакции; • учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2010г в действующей редакции. Главной целью изучения астрономии является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни; Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей; Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций. Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Настоящий календарно-тематический план по астрономии учитывает направленность класса. Согласно действующему учебному плану по астрономии и с учетом направленности классов, календарно-тематический план астрономии предусматривает следующие варианты организации процесса обучения: в 11 классе предполагается обучение в объеме 34 часов; В соответствии с этим реализуется модифицированная программа «Астрономия 11 класс», БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут., в объеме 34 часов. С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий, поэтапного формирования умения решать задачи. На ступени полной, средней школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов. Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения физических процессов «всеобщее — общее— единичное». Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. Специфика целей и содержания изучения астрономии на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера (на базе кабинета медиапрограмм с интерактивной доской). 1.Содержание программы. Предмет астрономии (2 ч) Астрономия, ее связь с другими науками.Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволноваяастрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полетЮ. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Основы практической астрономии (5 ч) Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичноедвижение Солнца. Эклиптика. Строение Солнечной системы (2 ч) Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планети условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы движения небесных тел (5 ч) Законы Кеплера. Определение расстояний иразмеров тел в Солнечной системе. Горизонтальныйпараллакс. Движение небесных тел под действиемсил тяготения. Определение массы небесных тел.Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Природа тел Солнечной системы (8 ч) Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. ПриродаМеркурия, Венеры и Марса. Планетыгиганты, ихспутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды.Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность. Солнце и звезды (6 ч) Излучение и температура Солнца. Состав истроение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методытеоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. АтмосфераСолнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакси расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвети температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость»(«цвет — светимость»). Массы и размеры звезд.Двойные и кратные звезды. Гравитационныеволны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч) Наша Галактика. Ее размеры и структура.Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. ВращениеГалактики. Проблема «скрытой» массы (темнаяматерия). Строение и эволюция Вселенной (2 ч) Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и законХаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная. Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной.«Темная энергия» и антитяготение. Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) Проблема существования жизни вне Земли.Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы Тема раздела Самостоятельные и контрольные работ Введение 1 (с.р.) Практические основы астрономии 1 (с.р.) Природа тел Солнечной системы 1 (с.р.) Наша Галактика 1 (с.р.) 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами обучения астрономии в основной школе являются: сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; • мотивация образовательной деятельности школьников мА основе личностно-ориентированного подхода; • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметнымирезультатами обучения астрономии в основной школе являются: • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; • Астрономия 11 класс. 1 час в неделю, 33 часов в год Учебник « Астрономия » Б.А. Воронцов-Вельяминов Дрофа Москва.- 2018 1. Календарно-тематическое планирование. № урока Тема урока Введение Кол-во часов Домашнее задание 2 1 Предмет астрономии §1 2 Наблюдения- основа астрономии 1 Практические основы астрономии 5 3 Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. 1 §3,4 4 Видимое движение звезд на различных географических широтах 1 §5 5 Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. 1 §6, 7,8 6 Основы измерения времени 1 7 Самостоятельная работа. Введение в астрономию. 1 Строение Солнечной системы 2 8 Развитие представлений о строении мира 1 §10 9 Конфигурация планет. Синодический период. 1 §11 §2 §9 Законы движения небесных 5 тел. 10 Законы движения планет Солнечной системы. 1 §12 дата план факт 11 Решение задач 1 §12 12 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе 1 §13 13 Движение небесных тел под действием сил тяготения 1 §14 14 Движение небесных тел под действием сил тяготения. Решение задач 1 §14 Природа тел солнечной системы 8 15 Общие характеристики планет 1 §15 16 Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение 1 §16 17 Система Земля-Луна 1 §17 18 Планеты земной группы 1 §18 19 Далекие планеты 1 §19 20 Планеты – карлики и малые тела 1 §20 21 Решение задач. 1 §15-20 22 Решение задач с.р. 1 Солнце и звезды 6 23 Солнце – ближайшая звезда. Энергия и температура Солнца. 1 §21 24 Солнце – ближайшая звезда. Атмосфера Солнца. 1 §21 25 Расстояния до звезд 26 Массы и размеры звезд 1 §23 27 Решение задач.с.р. 1 §23 28 Переменные и нестационарные звезды 1 §24 §22 Строение и эволюция Вселенной 4 29 Наша Галактика 1 §25 30 Другие звездные системыгалактики 1 §26 31 Основы современной космологии 1 §27 32 Решение задач с.р. 1 Жизнь и разум во Вселенной. 2 Жизнь и разум во Вселенной 1 Итого: 33 33 Интернет – ресурсы : Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru http://www.edu.ru http://ege.edu.ru http://fipi.ru http://www.neive.by.ru http://festival.1september.ru https://infourok.ru/ https://oge.sdamgia.ru/ §28