программа ИЗО 8 кл 23-24

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Камчатского края
Управление образования и молодежной политики Соболевского
муниципального района
МОКУ "Соболевская средняя школа"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

руководитель МО

заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
И.о.директора школы
________________________

Позднякова А.В. ___________________
Морозов А.И.
Протокол №1
приказ
--от
«31»
08 2023
Морозова И.А.
от «23» 08 2023 г.
г.
от «24» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета Изобразительное искусство»
для обучающихся 8 класса

Соболево 2023

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе основной образовательной
программы ФГОС ООО, рабочей программы воспитания МОКУ «Соболевская средняя школа»
в соответствии с авторской программой по курсу «Изобразительное искусство» для 8 класса
разработана на основе программы «Изобразительное искусство. Рабочие программы.
Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Общая характеристика учебного предмета. Учебный предмет «Изобразительное
искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественнотворческую деятельность, художественно-творческую деятельность, художественноэстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она
включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи,
графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания,
коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественноэстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на
полученный ими художественный опыт.
Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является
продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и
экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции
российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ
зарубежных
художественно-педагогических
практик.
Смысловая
и
логическая
последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и
преемственность этапов обучения.
Программа
объединяет
практические
художественно-творческие
задания,
художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей
действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого
осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах
тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость
поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование
уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной
творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Цель и задачи обучения:
Общая цель основного общего образования с учетом специфики учебного предмета
«Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся
как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального
образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным
действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения
видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на
основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными
материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной,
бытовой и производственной среды.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по
принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 8 класса – «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» - является
как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных
искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов
при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение –
непосредственно связанные с изобразительными и являются сегодня господствующими.
Целевые установки для 8 класса: осознание учащимися развития изобразительного
искусства в современном мире. Помочь учащимся получить представление о роли искусства и
художника в постиндустриальном обществе; о роли в культуре современного мира визуальных
синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие
технической эволюции изобразительных средств; о сложности современного творческого
процесса в синтетических искусствах; о постоянном взаимовлиянии пространственных и
временных искусств; об относительности процесса в искусстве и истинной ценности
художественного наследия.
Место учебного предмета в учебном плане. На изучение предмета в 8 классе выделяется
по 34 учебных часа в год (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, том числе предметные,
метапредметные и личностные.

8 класс:
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
традиционных ценностей многонационального российского общества; другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры
-овладение основами культуры практической творческой работы различными
художественными материалами и инструментами;
Метапредметные результаты:
-воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее
архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и
понимания красоты человека;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание учебного курса
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ,
КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ. (34ч)
8 класс
ХУДОЖНИК И ИСКУССТВО ТЕАТРА,
РОЛЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ В СИНТЕТИЧЕСКИХ ИСКУССТВАХ (8ч.)
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино (1ч.)
Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусства. Жанровое
многообразие театральных спектаклей.
Театральное искусство и художник. Правда и магия театра (1ч.)
Актер – основа театрального искусства. Сценография – элемент единого образа спектакля.
Устройство сцены и принципы театрального макетирования.
Сценография - особый вид художественного творчества.
Безграничное пространство сцены (1ч.)
Различия в творчестве сценографа и художника – живописца. Основные задачи
театрального художника. Типы декорационного оформления спектакля.
Сценография искусство и производство (1ч.)
Этапы и формы работы театрального художника. Элементы декорационного оформления
сцены.
Костюм, грим и маска, или магическое «если бы».
Тайны актерского перевоплощения (1ч.)
Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима,
прически от сценического. Костюм – средство характеристики персонажа.
Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса ( 1ч.)
Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актера в создании образа
персонажа. Виды театра кукол. Технологии создания простейших кукол.

Спектакль - от замысла к воплощению. Третий звонок (2ч.)
Анализ этапов создания театральной постановки. Важнейшая роль
Многофункциональность современных сценических зрелищ.

зрителя.

ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ.
ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ (8ч.)
Фотография – взгляд, сохраненный навсегда.
Фотография - новое изображение реальности (1ч.)
Становление фотографии как искусства. Искусство фотографии. Фотографическое
изображение - не реальность, а новая художественная условность.
Грамота фотокомпозиции и съемки.
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать (1ч.)
Опыт изобразительного искусства - фундамент съемочной грамоты. Композиция в
живописи и фотографии. Выбор объекта, точки съемки, ракурс и крупность плана как
художественно-выразительные средства в фотографии.
Фотография искусство «светописи». Вещь: свет и фактура (1ч.)
Свет – средство выразительности и образности. Фотография искусство светописи.
Операторская грамота съемки фотонатюрморта.
«На фоне Пушкина снимается семейство».
Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера (1ч.)
Образные возможности цветной и черно-белой фотографии. Световые эффекты. Цвет в
живописи и фотографии. Фотопейзаж – хранилище визуально-эмоциональной памяти об
увиденном.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора (1ч.)
Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение или изображение
конкретного человека. Постановочный или репортажный фотопортрет.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа (1ч.)
Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории.
Методы работы над событийным репортажем. Семейная фотохроника. Операторская
грамотность фоторепортажа.
Фотография и компьютер.
Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка (2ч.)
Фотография остановленное и запечатленное навсегда время. Правда и ложь в фотографии.
Возможности компьютера в обработке фотографий.
ФИЛЬМ ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ.
ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО? (12ч.)
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж.
Пространство и время в кино (3ч.)
Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение - эффект последовательной
смены кадров, их соединение. Художественная условность пространства и времени в фильме.
Художник и художественное творчество в кино.

Художник в игровом фильме (3ч.)
Коллективность художественного творчества в кино. Роль режиссера и оператора в
создании визуального образа фильма. Специфика творчества художника-постановщика в
игровом фильме.
От большого экрана к домашнему видео.
Азбука киноязыка (3ч.)
Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции. Фильм – рассказ в картинках.
Понятие кадра и плана.
Бесконечный мир кинематографа (3ч.)
Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ. История и специфика
рисовального фильма.
ТЕЛЕВИЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА.
ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ (7ч.)
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа
телевизионного изображения (1ч.)
Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет
– новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской
творческой телеграмоты.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета
до телерепортажа (1ч.)
Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране. Опыт
документального репортажа. Основы школьной тележурналистики.
Киноглаз, или Жизнь в врасплох (1ч.)
Кинонаблюдение - основа документального видеотворчества. Метод кинонаблюдения –
основное средство изображения события и человека в документальном фильме телерепортаже.
Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка (2ч.)
Киноязык и киноформы не являются чем-то застывшим и неизменным. Анализ эволюции
выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и возможности
экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности
молодежи в интернет-пространстве.
В царстве кривых зеркал, или Вечная истина искусства (2ч.)
Роль визуально-зрелищных искусств. В обществе и жизни человека. Позитивная и
негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№

Тема

Кол-во
часов

Художник и искусство театра.
Роль изображения в синтетических искусствах (8ч.)
1

1. Образная сила искусства. Изображение в театре и кино

2

2. Театральное искусство и художник. Правда и магия 1
театра

3

3. Сценография особый вид художественного творчества. 1
Безграничное пространство сцены
4. Сценография искусство и производство
1

4
5
6
7
8

1

1
5. Костюм, грим, маска, или магическое «если бы». Тайны
актерского перевоплощения
6. Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса!
1
7. Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок
8. Театрализованное представление

1
1

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.
Эволюция изобразительных искусств и технологий (8ч.)
9

10

11
12
13
14

1. Фотография — взгляд, сохраненный навсегда. 1
Фотография — новое изображение реальности Основа
операторского фотомастерства: умение видеть и
выбирать
1
2. Грамота
фотокомпозиции
и
съемки.
Основа
операторского фотомастерства: умение видеть и
выбирать
1
3. Фотография - искусство «светописи».Вещь: свет и
фактура.
1
4. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство
фотопейзажа и фотоинтерьера
1
5. Человек на фотографии. Операторское мастерство
фотопортрета
1
6. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

Дата

15

7. Фотография
и
компьютер.
Документ
или
фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Проектно-творческая работа

1

Фильм творец и зритель.
Что мы знаем об искусстве кино? (9ч.)
16

1
1. Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа
фильма и монтаж. Пространство и время в кино

17

20

1
2. Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа
фильма и монтаж. Пространство и время в кино
3. Художник и художественное творчество в кино Художник 1
в игровом фильме.
4. От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука 1
киноязыка.
1
5. Фильм – рассказ в картинках.

21

6. Воплощение замысла.

1

22

7. Чудо движения: увидеть и передать.

1

23

8. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации,
или когда художник больше чем художник.

1

24

9. Компьютерный анимационный фильм.

1

18
19

Телевидение – пространство культуры?
Экран – искусство – зритель (10ч.)
25
26
27
28
29
30

1. Мир на экране: здесь и сейчас.
2. Информационная
и
художественная
телевизионного изображения

1
природа

3. Телевидение и документальное кино. Телевизионная
документалистика: от видеосюжета до телерепортажа
4. Киноглаз, или Жизнь врасплох.
5. Видеоэтюд в пейзаже и портрете
6. Видеосюжет в интервью, репортаже и очерке

1
1
1
1
1

31
32
33
34

7. Телевидение, Интернет…Что
формы экранного языка

дальше?

Современные

8. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины
искусства (обобщение темы).
9. Проектно-творческая работа

1
1
1
1

10. Резервный урок

Лист коррекции рабочей программы
№

Тема урока для
переноса, объединения

Дата
проведения по
плану

Причина
корректировки

Корректирующие
Дата
мероприятия
проведения
по факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».