МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Камчатского края Управление образования и молодежной политики Соболевского муниципального района МОКУ "Соболевская средняя школа" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО руководитель МО заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО И.о.директора школы ________________________ Позднякова А.В. ___________________ Морозов А.И. Протокол №1 приказ --от «31» 08 2023 Морозова И.А. от «23» 08 2023 г. г. от «24» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Изобразительное искусство» для обучающихся 8 класса Соболево 2023 Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы ФГОС ООО, рабочей программы воспитания МОКУ «Соболевская средняя школа» в соответствии с авторской программой по курсу «Изобразительное искусство» для 8 класса разработана на основе программы «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014». Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) Общая характеристика учебного предмета. Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественнотворческую деятельность, художественно-творческую деятельность, художественноэстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественноэстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Цель и задачи обучения: Общая цель основного общего образования с учетом специфики учебного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Задачи: - формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; - освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; - формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы; - развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; - формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; - развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; - овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; - овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 8 класса – «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» - является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение – непосредственно связанные с изобразительными и являются сегодня господствующими. Целевые установки для 8 класса: осознание учащимися развития изобразительного искусства в современном мире. Помочь учащимся получить представление о роли искусства и художника в постиндустриальном обществе; о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств; о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах; о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств; об относительности процесса в искусстве и истинной ценности художественного наследия. Место учебного предмета в учебном плане. На изучение предмета в 8 классе выделяется по 34 учебных часа в год (1 час в неделю). Планируемые результаты освоения учебного предмета, том числе предметные, метапредметные и личностные. 8 класс: Личностные результаты: -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; -формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры -овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами; Метапредметные результаты: -воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимания красоты человека; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты: - развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; - освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах; - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; - приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных; - приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках; - развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Содержание учебного курса ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ. (34ч) 8 класс ХУДОЖНИК И ИСКУССТВО ТЕАТРА, РОЛЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ В СИНТЕТИЧЕСКИХ ИСКУССТВАХ (8ч.) Образная сила искусства. Изображение в театре и кино (1ч.) Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусства. Жанровое многообразие театральных спектаклей. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра (1ч.) Актер – основа театрального искусства. Сценография – элемент единого образа спектакля. Устройство сцены и принципы театрального макетирования. Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены (1ч.) Различия в творчестве сценографа и художника – живописца. Основные задачи театрального художника. Типы декорационного оформления спектакля. Сценография искусство и производство (1ч.) Этапы и формы работы театрального художника. Элементы декорационного оформления сцены. Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения (1ч.) Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима, прически от сценического. Костюм – средство характеристики персонажа. Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса ( 1ч.) Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актера в создании образа персонажа. Виды театра кукол. Технологии создания простейших кукол. Спектакль - от замысла к воплощению. Третий звонок (2ч.) Анализ этапов создания театральной постановки. Важнейшая роль Многофункциональность современных сценических зрелищ. зрителя. ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ. ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ (8ч.) Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности (1ч.) Становление фотографии как искусства. Искусство фотографии. Фотографическое изображение - не реальность, а новая художественная условность. Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать (1ч.) Опыт изобразительного искусства - фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и фотографии. Выбор объекта, точки съемки, ракурс и крупность плана как художественно-выразительные средства в фотографии. Фотография искусство «светописи». Вещь: свет и фактура (1ч.) Свет – средство выразительности и образности. Фотография искусство светописи. Операторская грамота съемки фотонатюрморта. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера (1ч.) Образные возможности цветной и черно-белой фотографии. Световые эффекты. Цвет в живописи и фотографии. Фотопейзаж – хранилище визуально-эмоциональной памяти об увиденном. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора (1ч.) Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение или изображение конкретного человека. Постановочный или репортажный фотопортрет. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа (1ч.) Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории. Методы работы над событийным репортажем. Семейная фотохроника. Операторская грамотность фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка (2ч.) Фотография остановленное и запечатленное навсегда время. Правда и ложь в фотографии. Возможности компьютера в обработке фотографий. ФИЛЬМ ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО? (12ч.) Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино (3ч.) Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение - эффект последовательной смены кадров, их соединение. Художественная условность пространства и времени в фильме. Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме (3ч.) Коллективность художественного творчества в кино. Роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма. Специфика творчества художника-постановщика в игровом фильме. От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка (3ч.) Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции. Фильм – рассказ в картинках. Понятие кадра и плана. Бесконечный мир кинематографа (3ч.) Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ. История и специфика рисовального фильма. ТЕЛЕВИЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА. ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ (7ч.) Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения (1ч.) Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа (1ч.) Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики. Киноглаз, или Жизнь в врасплох (1ч.) Кинонаблюдение - основа документального видеотворчества. Метод кинонаблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме телерепортаже. Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка (2ч.) Киноязык и киноформы не являются чем-то застывшим и неизменным. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет-пространстве. В царстве кривых зеркал, или Вечная истина искусства (2ч.) Роль визуально-зрелищных искусств. В обществе и жизни человека. Позитивная и негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс № Тема Кол-во часов Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8ч.) 1 1. Образная сила искусства. Изображение в театре и кино 2 2. Театральное искусство и художник. Правда и магия 1 театра 3 3. Сценография особый вид художественного творчества. 1 Безграничное пространство сцены 4. Сценография искусство и производство 1 4 5 6 7 8 1 1 5. Костюм, грим, маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения 6. Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса! 1 7. Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок 8. Театрализованное представление 1 1 Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (8ч.) 9 10 11 12 13 14 1. Фотография — взгляд, сохраненный навсегда. 1 Фотография — новое изображение реальности Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать 1 2. Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать 1 3. Фотография - искусство «светописи».Вещь: свет и фактура. 1 4. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера 1 5. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета 1 6. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Дата 15 7. Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. Проектно-творческая работа 1 Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (9ч.) 16 1 1. Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино 17 20 1 2. Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино 3. Художник и художественное творчество в кино Художник 1 в игровом фильме. 4. От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука 1 киноязыка. 1 5. Фильм – рассказ в картинках. 21 6. Воплощение замысла. 1 22 7. Чудо движения: увидеть и передать. 1 23 8. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или когда художник больше чем художник. 1 24 9. Компьютерный анимационный фильм. 1 18 19 Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель (10ч.) 25 26 27 28 29 30 1. Мир на экране: здесь и сейчас. 2. Информационная и художественная телевизионного изображения 1 природа 3. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа 4. Киноглаз, или Жизнь врасплох. 5. Видеоэтюд в пейзаже и портрете 6. Видеосюжет в интервью, репортаже и очерке 1 1 1 1 1 31 32 33 34 7. Телевидение, Интернет…Что формы экранного языка дальше? Современные 8. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства (обобщение темы). 9. Проектно-творческая работа 1 1 1 1 10. Резервный урок Лист коррекции рабочей программы № Тема урока для переноса, объединения Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие Дата мероприятия проведения по факту