МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Камчатского края
Управление образования и молодежной политики Соболевского
муниципального района
МОКУ "Соболевская средняя школа"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
руководитель МО
заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
И.о.директора школы
________________________
Позднякова А.В. ___________________
Морозов А.И.
Протокол №1
приказ
--от
«31»
08 2023
Морозова И.А.
от «23» 08 2023 г.
г.
от «24» 08 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета Изобразительное искусство»
для обучающихся 8 класса
Соболево 2023
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе основной образовательной
программы ФГОС ООО, рабочей программы воспитания МОКУ «Соболевская средняя школа»
в соответствии с авторской программой по курсу «Изобразительное искусство» для 8 класса
разработана на основе программы «Изобразительное искусство. Рабочие программы.
Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Общая характеристика учебного предмета. Учебный предмет «Изобразительное
искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественнотворческую деятельность, художественно-творческую деятельность, художественноэстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она
включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи,
графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания,
коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественноэстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на
полученный ими художественный опыт.
Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является
продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и
экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции
российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ
зарубежных
художественно-педагогических
практик.
Смысловая
и
логическая
последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и
преемственность этапов обучения.
Программа
объединяет
практические
художественно-творческие
задания,
художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей
действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого
осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах
тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость
поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование
уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной
творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Цель и задачи обучения:
Общая цель основного общего образования с учетом специфики учебного предмета
«Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся
как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального
образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным
действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения
видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на
основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными
материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной,
бытовой и производственной среды.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по
принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 8 класса – «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» - является
как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных
искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов
при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение –
непосредственно связанные с изобразительными и являются сегодня господствующими.
Целевые установки для 8 класса: осознание учащимися развития изобразительного
искусства в современном мире. Помочь учащимся получить представление о роли искусства и
художника в постиндустриальном обществе; о роли в культуре современного мира визуальных
синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие
технической эволюции изобразительных средств; о сложности современного творческого
процесса в синтетических искусствах; о постоянном взаимовлиянии пространственных и
временных искусств; об относительности процесса в искусстве и истинной ценности
художественного наследия.
Место учебного предмета в учебном плане. На изучение предмета в 8 классе выделяется
по 34 учебных часа в год (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, том числе предметные,
метапредметные и личностные.
8 класс:
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
традиционных ценностей многонационального российского общества; другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры
-овладение основами культуры практической творческой работы различными
художественными материалами и инструментами;
Метапредметные результаты:
-воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее
архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и
понимания красоты человека;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание учебного курса
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ,
КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ. (34ч)
8 класс
ХУДОЖНИК И ИСКУССТВО ТЕАТРА,
РОЛЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ В СИНТЕТИЧЕСКИХ ИСКУССТВАХ (8ч.)
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино (1ч.)
Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусства. Жанровое
многообразие театральных спектаклей.
Театральное искусство и художник. Правда и магия театра (1ч.)
Актер – основа театрального искусства. Сценография – элемент единого образа спектакля.
Устройство сцены и принципы театрального макетирования.
Сценография - особый вид художественного творчества.
Безграничное пространство сцены (1ч.)
Различия в творчестве сценографа и художника – живописца. Основные задачи
театрального художника. Типы декорационного оформления спектакля.
Сценография искусство и производство (1ч.)
Этапы и формы работы театрального художника. Элементы декорационного оформления
сцены.
Костюм, грим и маска, или магическое «если бы».
Тайны актерского перевоплощения (1ч.)
Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима,
прически от сценического. Костюм – средство характеристики персонажа.
Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса ( 1ч.)
Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актера в создании образа
персонажа. Виды театра кукол. Технологии создания простейших кукол.
Спектакль - от замысла к воплощению. Третий звонок (2ч.)
Анализ этапов создания театральной постановки. Важнейшая роль
Многофункциональность современных сценических зрелищ.
зрителя.
ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ.
ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ (8ч.)
Фотография – взгляд, сохраненный навсегда.
Фотография - новое изображение реальности (1ч.)
Становление фотографии как искусства. Искусство фотографии. Фотографическое
изображение - не реальность, а новая художественная условность.
Грамота фотокомпозиции и съемки.
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать (1ч.)
Опыт изобразительного искусства - фундамент съемочной грамоты. Композиция в
живописи и фотографии. Выбор объекта, точки съемки, ракурс и крупность плана как
художественно-выразительные средства в фотографии.
Фотография искусство «светописи». Вещь: свет и фактура (1ч.)
Свет – средство выразительности и образности. Фотография искусство светописи.
Операторская грамота съемки фотонатюрморта.
«На фоне Пушкина снимается семейство».
Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера (1ч.)
Образные возможности цветной и черно-белой фотографии. Световые эффекты. Цвет в
живописи и фотографии. Фотопейзаж – хранилище визуально-эмоциональной памяти об
увиденном.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора (1ч.)
Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение или изображение
конкретного человека. Постановочный или репортажный фотопортрет.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа (1ч.)
Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории.
Методы работы над событийным репортажем. Семейная фотохроника. Операторская
грамотность фоторепортажа.
Фотография и компьютер.
Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка (2ч.)
Фотография остановленное и запечатленное навсегда время. Правда и ложь в фотографии.
Возможности компьютера в обработке фотографий.
ФИЛЬМ ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ.
ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО? (12ч.)
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж.
Пространство и время в кино (3ч.)
Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение - эффект последовательной
смены кадров, их соединение. Художественная условность пространства и времени в фильме.
Художник и художественное творчество в кино.
Художник в игровом фильме (3ч.)
Коллективность художественного творчества в кино. Роль режиссера и оператора в
создании визуального образа фильма. Специфика творчества художника-постановщика в
игровом фильме.
От большого экрана к домашнему видео.
Азбука киноязыка (3ч.)
Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции. Фильм – рассказ в картинках.
Понятие кадра и плана.
Бесконечный мир кинематографа (3ч.)
Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ. История и специфика
рисовального фильма.
ТЕЛЕВИЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА.
ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ (7ч.)
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа
телевизионного изображения (1ч.)
Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет
– новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской
творческой телеграмоты.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета
до телерепортажа (1ч.)
Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране. Опыт
документального репортажа. Основы школьной тележурналистики.
Киноглаз, или Жизнь в врасплох (1ч.)
Кинонаблюдение - основа документального видеотворчества. Метод кинонаблюдения –
основное средство изображения события и человека в документальном фильме телерепортаже.
Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка (2ч.)
Киноязык и киноформы не являются чем-то застывшим и неизменным. Анализ эволюции
выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и возможности
экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности
молодежи в интернет-пространстве.
В царстве кривых зеркал, или Вечная истина искусства (2ч.)
Роль визуально-зрелищных искусств. В обществе и жизни человека. Позитивная и
негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№
Тема
Кол-во
часов
Художник и искусство театра.
Роль изображения в синтетических искусствах (8ч.)
1
1. Образная сила искусства. Изображение в театре и кино
2
2. Театральное искусство и художник. Правда и магия 1
театра
3
3. Сценография особый вид художественного творчества. 1
Безграничное пространство сцены
4. Сценография искусство и производство
1
4
5
6
7
8
1
1
5. Костюм, грим, маска, или магическое «если бы». Тайны
актерского перевоплощения
6. Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса!
1
7. Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок
8. Театрализованное представление
1
1
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.
Эволюция изобразительных искусств и технологий (8ч.)
9
10
11
12
13
14
1. Фотография — взгляд, сохраненный навсегда. 1
Фотография — новое изображение реальности Основа
операторского фотомастерства: умение видеть и
выбирать
1
2. Грамота
фотокомпозиции
и
съемки.
Основа
операторского фотомастерства: умение видеть и
выбирать
1
3. Фотография - искусство «светописи».Вещь: свет и
фактура.
1
4. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство
фотопейзажа и фотоинтерьера
1
5. Человек на фотографии. Операторское мастерство
фотопортрета
1
6. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Дата
15
7. Фотография
и
компьютер.
Документ
или
фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Проектно-творческая работа
1
Фильм творец и зритель.
Что мы знаем об искусстве кино? (9ч.)
16
1
1. Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа
фильма и монтаж. Пространство и время в кино
17
20
1
2. Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа
фильма и монтаж. Пространство и время в кино
3. Художник и художественное творчество в кино Художник 1
в игровом фильме.
4. От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука 1
киноязыка.
1
5. Фильм – рассказ в картинках.
21
6. Воплощение замысла.
1
22
7. Чудо движения: увидеть и передать.
1
23
8. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации,
или когда художник больше чем художник.
1
24
9. Компьютерный анимационный фильм.
1
18
19
Телевидение – пространство культуры?
Экран – искусство – зритель (10ч.)
25
26
27
28
29
30
1. Мир на экране: здесь и сейчас.
2. Информационная
и
художественная
телевизионного изображения
1
природа
3. Телевидение и документальное кино. Телевизионная
документалистика: от видеосюжета до телерепортажа
4. Киноглаз, или Жизнь врасплох.
5. Видеоэтюд в пейзаже и портрете
6. Видеосюжет в интервью, репортаже и очерке
1
1
1
1
1
31
32
33
34
7. Телевидение, Интернет…Что
формы экранного языка
дальше?
Современные
8. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины
искусства (обобщение темы).
9. Проектно-творческая работа
1
1
1
1
10. Резервный урок
Лист коррекции рабочей программы
№
Тема урока для
переноса, объединения
Дата
проведения по
плану
Причина
корректировки
Корректирующие
Дата
мероприятия
проведения
по факту