Лонгинов Иван Васильевич

08.02.2024

лог1.pngВ 1906 году появляются на Камчатке учителя, приехавшие с материка. В 1911 году в Петропавловске открыто Высшее начальное училище для подготовки учителей для камчатских школ из местных жителей. В числе выпускников этого училища были и дети паланского псаломщика — Василия Лонгинова — Иван и Пантелеймон
Иван Васильевич Лонгинов первый в роду Лонгинов заслуженный учитель школ РСФСР, кавалер ордена Ленина. одним из первых учителей Советской Камчатки из династии камчатских просветителей Логиновых - Лонгиновых. Он является одним из авторов первого корякского букваря. Сын -- Иван Иванович долгое время был учителем в Воямпольской Красной яранге.
Большую часть своей жизни он провел в Соболево, где работал в той же должности, что и всегда -- учителем. То, что Иван Васильевич является одним из представителей рода Логинов-Лонгинов, свидетельствуют много архивных документов. Одно из них письмо Мешалкиной (Лонгиновой) Риммы Алексеевны Вахрину С.И.
Летом 1917 г. выпускник семинарии получил направление на самостоятельную учительскую работу в с. Кинкиль. Здесь Иван Васильевич Лонгинов отдал любимому делу восемь лет. Затем, уже при Советской власти, по указанию вышестоящих органов он организовывал. национальные камчадальские школы в селах Палана, Кахтана и Соболево, где с 1934 г. бессменно работает учителем.
Иван Васильевич Лонгинов, заслуженный учитель. награжденный орденом Ленина и медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. ", в своей долголетней работе никогда не довольствовался достигнутым. Трудностей в жизни было немало. Особенно тяжелым было положение учителя, как и всего местного населения, в период интервенции на Даль¬нем Востоке. Белогвардейцы ставили в невыносимо тяжелые условия работу школ. У школьников не было учебников, письменных принадлежностей. они впроголодь. Учителям не платили жалованья. Многие из них оставили школы и пошли на рыбный или охотничий промысел. Но Иван Васильевич упорно, невзирая на тяготы жизни, продолжал обучать детей, вести культурно-просветительную работу среди населения.
На долю сельского учителя выпал большой труд по ликвидации неграмотности и привитию культуры населению. Воспитательную работу в школах приходилось начинать с борьбы против закона божия, который считался основным предметом. А в те годы эта борьба пугала многих. Помимо занятий в школе, учитель учил людей, как печь хлеб, пользоваться мылом, солью и прочим, а заодно был и деревенским лекарем.
Педагогическая деятельность Ивана Васильевича широко раз¬вернулась после Октябрьской социалистической революции. С 1917 г. в район стали прибывать коммунисты. Совместно с ними Лонгинов вел большую антирелигиозную работу среди населения, выступал с лекциями, докладами. В результате пропагандистской работы с массами к 1925 г. на месте церквей и часовен в селах Палана, Лесное, Кинкиль, Воямпол¬ка и др. выросли клубы, в одном из которых параллельна с работой в школе вел культурно-массовую работу учитель И. В. JIонгинов .
К началу войны во всех селах района открыты школы. Новые учителя Виктор Блищенко, Гурий Крупенин, Ольга Пронина, Екатерина Мироненко. 1934 – организованы корякская школа и интернат. Первым учителем и зав. школой стал коренной житель Паланы Иван Васильевич Лонгинов.
Вечерами после трудового дня уставшие а бывало и голодные дети бежали в школу, где встречал их Иван Васильевич.
Продолжали своё дело учителя, но уже в военном ритме. Кроме учёбы, помогали колхозу в обработке рыбы и сельхозпродуктов. Школа в те годы всегда была центром культурной и спортивной жизни села, учителя – её активные участники.
Труд народного учителя не пропал даром. Бывшие ученики благодарны своему учителю за то. что он сумел пробудить в их молодых сердцах любовь к науке. . Его уроки являлись подлинными шедеврами педагогики, Этот удивительный человек и педагог, по воспоминаниям коллег и учеников, каждый день открывался какой-то новой гранью. Был неутомимым общественником, в течение многих лет безвозмездно был лектором в клубе.
Говорят « учитель живет в своих учениках». Так с 1941 г.начался отчет трудового стажа у бывших выпускниц школы, в конце 30-х годов уехавших на учебу в г. Петропавловск-Камчатский – Спешневой Лизы (по мужу Радькова Елизавета Федоровна) и Родыгиной Зои Николаевны – дочери первого фельдшера. Елизавета Федоровна работала в школе старшей пионервожатой, по совместительству – в колхозе секретарем-кассиром, а с весны до осени – на обработке рыбы и сельхозработах. Да мало ли в войну доставалось! В 1944 году Елизавета Федоровна была назначена учителем русского языка и инспектором школ.
Несмотря на преклонный возраст, Иван Васильевич продолжает трудиться в полную меру своих сил. Охотно делится своим опытом с другими учителями, советуется по вопросам улучшения учебно-воспитательной работы с учащимися.
Скольким детишкам дал, Иван Васильевич знания? Если попытаться хотя бы приблизительно подсчитать – не получиться. Не одно поколение выучил поистине народный учитель – сейчас его первые ученики уже прабабушки и прадедушки.
Как я уже писала, но не грех и повторить: Иван Васильевич один из авторов первого корякского букваря. Его заслуги по просвещению жителей Камчатки отмечены высшей наградой того времени — орденом Ленина и почетным званием заслуженного учителя РСФСР.
Вот такой человек. Учитель с большой буквы скромно жил и работал у нас в Соболево.

лог2.jpg

40 лет тому назад покинул пределы Соболевского района бывший учитель, бывший директор Соболевской средней школы Степан Федорович Макаров. Жизнь в Соболево оставила у него неизгладимый след. Вот что он об этом пишет:
Хочу заметить, что жизнь и работа в селе Соболево и вообще на Камчатке-очень важный этап во всей моей жизни. Именно в эти годы я сформировался как личность, со своими плюсами и минусами. Мысли о прожитых годах на Камчатке нередко приходят в голову и будоражат душу. В памяти мелькают фамилии и лица людей, в том числе коллег по работе, с кем приходилось общаться в те годы. Все мои знакомые отличались своей добротой, уважительностью, честностью, порядочностью, простотой, способностью в любое время прийти на помощь. К таким неординарным личностям можно отнести Загоруя Петра Илларионовича – первого секретаря райкома КПСС, Лобкова Александра Михайловича – председателя райисполкома, Шершнева Михаила Андреевича – начальника отдела райисполкома, Спешнева Ливерия Федоровича – работника РИК, Законова Виктора Платоновича – заведующего РОНО; своих коллег по работе Константинову Валентину Алексеевну – директора школы, Башлай (Ширкову) Евдокию Максимовну-завуча школы, Козорезову (Спешневу) Т.Я.- директора школы, Радькову Елизавету Федоровну-учительницу начальных классов, Бебякину П.П.- учительницу начальных классов, Самборко О.А.-учительницу начальных классов, Анаскину Н.А.- учительницу русского языка, Куркину А.Н.-учителя математики, Лобкову К.А.-учительницу начальных классов, Якубовского А.К.-учителя истории, Дудченко В.Н.-учительницу географии, Долженкова Б.В.-учителя труда, Магулу Руслана Васильевича-худрука Дома культуры и многих других. Мы вместе работали, вместе отдыхали, вместе отмечали праздники, короче говоря, жили, как одна семья. Величие этих людей я осознал еще глубже, когда переехал в центральную Россию.
В Соболевской школе я отработал 12 лет с 1957 г. по 1969 год, из них 8 лет учителем, 4 года директором школы. На эту должность был назначен в 1965 году после окончания Камчатского пединститута (заочно). В разные годы в Соболево избирался секретарем партийной организации, членом райкома КПСС, депутатом сельского Совета.
Из жизни Соболевского периода многие события остались в памяти до настоящего времени, в их числе:
-осуществление на практике детского самоуправления в школьной жизни;
-постановка физкультурно-спортивной работы в школе;
-концерты художественной самодеятельности в Доме культуры (большой хор и струнный оркестр);
-туристические походы с участием школьников в Долину Гейзеров;
-строительство сельского стадиона;
-праздники, посвященные Дню учителя, которые, как правило, проводились на базе пионерского лагеря;
-преданность всех работников своему делу, их человеческая отзывчивость, простота отношений между собой, взаимопомощь.
Хочу привести несколько примеров из той жизни.
1.О качестве знаний. Учителя Соболевской школы в те годы стремились давать и оценивать только реальные знания, для них была чужда процентомания. По официальным отчетным данным процент успеваемости в школе всегда был ниже, чем в других школах района, а контрольные работы при инспекторских проверках учащиеся всегда выдавали процентов на 10 лучше, чем в остальных школах. Поэтому Соболевская школа по качеству знаний учащихся была лучшей среди школ района, и учителя тоже были лучшими.
2.О спорте. Ребята в школе любили спорт, все хотели заниматься в спортивных секциях, куда принимались только успевающие по всем предметам дети. Спорт был движущей силой учебно-воспитательной работы. Школа могла выступать четырьмя-пятью командами на районных соревнованиях и занимать с первого по пятые места. Спортсмены Соболевской школы на равных состязались с командами школ областного центра. Спорт поддерживали райком партии и райисполком. Загоруй П.И.-первый секретарь РК КПСС, был постоянным болельщиком всех районных соревнований, помогал школе в приобретении спортивного инвентаря, он инициировал строительство стадиона. Соболевская школа вырастила большую группу спортсменов первого и второго разрядов, в числе которых братья Лобачевы, Сметанина Раиса, Хаустова Валентина, Радькова Надя, Бондаренко Леня, Хаустов Слава.
3. О художественной самодеятельности. Ежегодно проводились смотры художественной самодеятельности среди школьных коллективов. Каждый класс выдвигал своих артистов в сводный концерт. Ни разу без призовых мест школа не оставалась, Многие учителя сами принимали участие в сельской худ. самодеятельности под управлением Руслана Магулы. В струнном оркестре играли Мутовина Р.А., Якубовский А.К., Остапчук Н.Ф. В 1967 году струнный оркестр Соболевского Дома культуры принимал участие в составе Камчаткой делегации во Всероссийском смотре в г.Хабаровске в честь 50-летия октябрьской революции.
И коротко о себе. После Камчатке я оказался в г. Зубцове Калининской области, где жили родителя жены Веры Николаевны. Встретились мы с ней в Соболево в 1958 году. Она приехала по направлению в Соболевскую школу в качестве учителя иностранных языков, в том же году мы и поженились. В Соболево у нас родились двое сыновей. В 1969-70гг работал завучем в Зубцовской 8-летней школе. В 1970-71 гг организатор внеплановой и внешкольной работы в Зубцовской средней школе. В 1971-73 гг директор школы-интерната в Бологовском районе Калининской области. Причиной переезда стала нерешенность жилищной проблемы. Однако уже в 1973 году вернулся в город Зубцов в качестве заведующего РОНО уже с предоставлением жилья. Здесь в моде была процентомания - есть ли знания у детей - никого не интересует, был бы высокий процент успеваемости. С этим явлением пришлось бороться. Опыт, который приобрел в Соболево, очень пригодился.
В 1978 году я стал заместителем председателя райисполкома, в качестве которого проработал до 1981 года. А затем в моей жизни произошел крутой поворот - мне предложили возглавить вновь образованное предприятие по эксплуатации объектов Вазузской гидротехнической системы, построенной с целью улучшения водоснабжения г. Москвы. Таким образом, я стал хозяйственным руководителем столичного предприятия в 200-х км от Москвы. В этой должности проработал 20 лет. С 2001 года перешел на менее ответственную работу, на должность помощника начальника этого предприятия. Имею звание «Заслуженный работник ЖКХ Российской Федерации», «Ветеран труда», «Почетный гражданин г. Гагарина».

Я помню Камчатку родную
И Соболево помню, село,
Село в мою жизнь проходную -
Забыть невозможно его.

Село, где учился, трудился,
Где двенадцать прожито лет,
Где встретил девчонку, женился,
Где дети родились на свет.

Я помню и среднюю школу,
Талантливый пед.коллектив,
Который любимому делу
Совсем не жалел своих сил.

Я помню коллег своих славных
Радькову, Шершневу, других
Лобкову с Бебякиной, прочих…
Долженкова, коллег молодых.

Козорезову (Спешневу) помню,
Якубовского мне не забыть.
Анаскину с Куркиной помню-
Они помогали мне жить.

Трудились все весело, дружно,
У всех боевой был настрой.
Шутили, когда было нужно
И жили единой семьей.

Ведь годы те были иными
В сравненье с сегодняшним днем.
Мы были тогда молодыми,
Сердца в нас пылали огнем.

Те годы, хотя уже в прошлом,
…Их в сердце своем берегу,
И жизнь свою в крае Камчатском  
Забыть я никак не могу!       

С уважением С.Ф. Макаров 2006 год

Просмотров всего: , сегодня: Хочу такой сайт

Дата создания: 08.02.2024

Дата обновления: 08.02.2024

Дата публикации: 08.02.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».