08.02.2024
В 1906 году появляются на
Камчатке учителя, приехавшие с материка. В 1911 году в Петропавловске открыто
Высшее начальное училище для подготовки учителей для камчатских школ из местных
жителей. В числе выпускников этого училища были и дети паланского псаломщика —
Василия Лонгинова — Иван и Пантелеймон
Иван Васильевич Лонгинов первый в роду Лонгинов
заслуженный учитель школ РСФСР, кавалер ордена Ленина. одним из первых учителей
Советской Камчатки из династии камчатских просветителей Логиновых - Лонгиновых.
Он является одним из авторов первого корякского букваря. Сын -- Иван Иванович
долгое время был учителем в Воямпольской Красной яранге.
Большую часть своей жизни он провел в Соболево,
где работал в той же должности, что и всегда -- учителем. То, что Иван Васильевич
является одним из представителей рода Логинов-Лонгинов, свидетельствуют много
архивных документов. Одно из них письмо Мешалкиной (Лонгиновой) Риммы
Алексеевны Вахрину С.И.
Летом 1917 г. выпускник семинарии получил
направление на самостоятельную учительскую работу в с. Кинкиль. Здесь Иван
Васильевич Лонгинов отдал любимому делу восемь лет. Затем, уже при Советской
власти, по указанию вышестоящих органов он организовывал. национальные
камчадальские школы в селах Палана, Кахтана и Соболево, где с 1934 г. бессменно
работает учителем.
Иван Васильевич Лонгинов, заслуженный учитель.
награжденный орденом Ленина и медалью "За доблестный труд в Великой
Отечественной войне 1941-1945 г.г. ", в своей долголетней работе никогда
не довольствовался достигнутым. Трудностей в жизни было немало. Особенно
тяжелым было положение учителя, как и всего местного населения, в период
интервенции на Даль¬нем Востоке. Белогвардейцы ставили в невыносимо тяжелые
условия работу школ. У школьников не было учебников, письменных принадлежностей.
они впроголодь. Учителям не платили жалованья. Многие из них оставили школы и
пошли на рыбный или охотничий промысел. Но Иван Васильевич упорно, невзирая на
тяготы жизни, продолжал обучать детей, вести культурно-просветительную работу
среди населения.
На долю сельского учителя выпал большой труд по
ликвидации неграмотности и привитию культуры населению. Воспитательную работу в
школах приходилось начинать с борьбы против закона божия, который считался
основным предметом. А в те годы эта борьба пугала многих. Помимо занятий в
школе, учитель учил людей, как печь хлеб, пользоваться мылом, солью и прочим, а
заодно был и деревенским лекарем.
Педагогическая деятельность Ивана Васильевича
широко раз¬вернулась после Октябрьской социалистической революции. С 1917 г. в
район стали прибывать коммунисты. Совместно с ними Лонгинов вел большую
антирелигиозную работу среди населения, выступал с лекциями, докладами. В
результате пропагандистской работы с массами к 1925 г. на месте церквей и
часовен в селах Палана, Лесное, Кинкиль, Воямпол¬ка и др. выросли клубы, в
одном из которых параллельна с работой в школе вел культурно-массовую работу
учитель И. В. JIонгинов .
К началу войны во всех селах района открыты
школы. Новые учителя Виктор Блищенко, Гурий Крупенин, Ольга Пронина, Екатерина
Мироненко. 1934 – организованы корякская школа и интернат. Первым учителем и
зав. школой стал коренной житель Паланы Иван Васильевич Лонгинов.
Вечерами после трудового дня уставшие а бывало и
голодные дети бежали в школу, где встречал их Иван Васильевич.
Продолжали своё дело учителя, но уже в военном
ритме. Кроме учёбы, помогали колхозу в обработке рыбы и сельхозпродуктов. Школа
в те годы всегда была центром культурной и спортивной жизни села, учителя – её
активные участники.
Труд народного учителя не пропал даром. Бывшие
ученики благодарны своему учителю за то. что он сумел пробудить в их молодых
сердцах любовь к науке. . Его уроки являлись подлинными шедеврами педагогики,
Этот удивительный человек и педагог, по воспоминаниям коллег и учеников, каждый
день открывался какой-то новой гранью. Был неутомимым общественником, в течение
многих лет безвозмездно был лектором в клубе.
Говорят « учитель живет в своих учениках». Так с
1941 г.начался отчет трудового стажа у бывших выпускниц школы, в конце 30-х
годов уехавших на учебу в г. Петропавловск-Камчатский – Спешневой Лизы (по мужу
Радькова Елизавета Федоровна) и Родыгиной Зои Николаевны – дочери первого
фельдшера. Елизавета Федоровна работала в школе старшей пионервожатой, по
совместительству – в колхозе секретарем-кассиром, а с весны до осени – на
обработке рыбы и сельхозработах. Да мало ли в войну доставалось! В 1944 году
Елизавета Федоровна была назначена учителем русского языка и инспектором школ.
Несмотря на преклонный возраст, Иван Васильевич
продолжает трудиться в полную меру своих сил. Охотно делится своим опытом с
другими учителями, советуется по вопросам улучшения учебно-воспитательной
работы с учащимися.
Скольким детишкам дал, Иван Васильевич знания?
Если попытаться хотя бы приблизительно подсчитать – не получиться. Не одно
поколение выучил поистине народный учитель – сейчас его первые ученики уже
прабабушки и прадедушки.
Как я уже писала, но не грех и повторить: Иван
Васильевич один из авторов первого корякского букваря. Его заслуги по
просвещению жителей Камчатки отмечены высшей наградой того времени — орденом
Ленина и почетным званием заслуженного учителя РСФСР.
Вот такой человек. Учитель с большой буквы
скромно жил и работал у нас в Соболево.
40 лет тому назад покинул пределы Соболевского
района бывший учитель, бывший директор Соболевской средней школы Степан
Федорович Макаров. Жизнь в Соболево оставила у него неизгладимый след. Вот что
он об этом пишет:
Хочу заметить, что жизнь и работа в селе
Соболево и вообще на Камчатке-очень важный этап во всей моей жизни. Именно в
эти годы я сформировался как личность, со своими плюсами и минусами. Мысли о
прожитых годах на Камчатке нередко приходят в голову и будоражат душу. В памяти
мелькают фамилии и лица людей, в том числе коллег по работе, с кем приходилось
общаться в те годы. Все мои знакомые отличались своей добротой,
уважительностью, честностью, порядочностью, простотой, способностью в любое
время прийти на помощь. К таким неординарным личностям можно отнести Загоруя
Петра Илларионовича – первого секретаря райкома КПСС, Лобкова Александра
Михайловича – председателя райисполкома, Шершнева Михаила Андреевича –
начальника отдела райисполкома, Спешнева Ливерия Федоровича – работника РИК,
Законова Виктора Платоновича – заведующего РОНО; своих коллег по работе
Константинову Валентину Алексеевну – директора школы, Башлай (Ширкову) Евдокию
Максимовну-завуча школы, Козорезову (Спешневу) Т.Я.- директора школы, Радькову
Елизавету Федоровну-учительницу начальных классов, Бебякину П.П.- учительницу
начальных классов, Самборко О.А.-учительницу начальных классов, Анаскину Н.А.-
учительницу русского языка, Куркину А.Н.-учителя математики, Лобкову
К.А.-учительницу начальных классов, Якубовского А.К.-учителя истории, Дудченко
В.Н.-учительницу географии, Долженкова Б.В.-учителя труда, Магулу Руслана
Васильевича-худрука Дома культуры и многих других. Мы вместе работали, вместе
отдыхали, вместе отмечали праздники, короче говоря, жили, как одна семья.
Величие этих людей я осознал еще глубже, когда переехал в центральную Россию.
В Соболевской школе я отработал 12 лет с 1957 г.
по 1969 год, из них 8 лет учителем, 4 года директором школы. На эту должность
был назначен в 1965 году после окончания Камчатского пединститута (заочно). В
разные годы в Соболево избирался секретарем партийной организации, членом
райкома КПСС, депутатом сельского Совета.
Из жизни Соболевского периода многие события
остались в памяти до настоящего времени, в их числе:
-осуществление на практике детского
самоуправления в школьной жизни;
-постановка физкультурно-спортивной работы в
школе;
-концерты художественной самодеятельности в Доме
культуры (большой хор и струнный оркестр);
-туристические походы с участием школьников в
Долину Гейзеров;
-строительство сельского стадиона;
-праздники, посвященные Дню учителя, которые,
как правило, проводились на базе пионерского лагеря;
-преданность всех работников своему делу, их
человеческая отзывчивость, простота отношений между собой, взаимопомощь.
Хочу привести несколько примеров из той жизни.
1.О качестве знаний. Учителя Соболевской школы в
те годы стремились давать и оценивать только реальные знания, для них была
чужда процентомания. По официальным отчетным данным процент успеваемости в
школе всегда был ниже, чем в других школах района, а контрольные работы при
инспекторских проверках учащиеся всегда выдавали процентов на 10 лучше, чем в
остальных школах. Поэтому Соболевская школа по качеству знаний учащихся была
лучшей среди школ района, и учителя тоже были лучшими.
2.О спорте. Ребята в школе любили спорт, все
хотели заниматься в спортивных секциях, куда принимались только успевающие по
всем предметам дети. Спорт был движущей силой учебно-воспитательной работы.
Школа могла выступать четырьмя-пятью командами на районных соревнованиях и
занимать с первого по пятые места. Спортсмены Соболевской школы на равных
состязались с командами школ областного центра. Спорт поддерживали райком
партии и райисполком. Загоруй П.И.-первый секретарь РК КПСС, был постоянным
болельщиком всех районных соревнований, помогал школе в приобретении
спортивного инвентаря, он инициировал строительство стадиона. Соболевская школа
вырастила большую группу спортсменов первого и второго разрядов, в числе
которых братья Лобачевы, Сметанина Раиса, Хаустова Валентина, Радькова Надя,
Бондаренко Леня, Хаустов Слава.
3. О художественной самодеятельности. Ежегодно
проводились смотры художественной самодеятельности среди школьных коллективов.
Каждый класс выдвигал своих артистов в сводный концерт. Ни разу без призовых
мест школа не оставалась, Многие учителя сами принимали участие в сельской худ.
самодеятельности под управлением Руслана Магулы. В струнном оркестре играли
Мутовина Р.А., Якубовский А.К., Остапчук Н.Ф. В 1967 году струнный оркестр
Соболевского Дома культуры принимал участие в составе Камчаткой делегации во
Всероссийском смотре в г.Хабаровске в честь 50-летия октябрьской революции.
И коротко о себе. После Камчатке я оказался в г.
Зубцове Калининской области, где жили родителя жены Веры Николаевны.
Встретились мы с ней в Соболево в 1958 году. Она приехала по направлению в
Соболевскую школу в качестве учителя иностранных языков, в том же году мы и
поженились. В Соболево у нас родились двое сыновей. В 1969-70гг работал завучем
в Зубцовской 8-летней школе. В 1970-71 гг организатор внеплановой и внешкольной
работы в Зубцовской средней школе. В 1971-73 гг директор школы-интерната в
Бологовском районе Калининской области. Причиной переезда стала нерешенность
жилищной проблемы. Однако уже в 1973 году вернулся в город Зубцов в качестве
заведующего РОНО уже с предоставлением жилья. Здесь в моде была процентомания -
есть ли знания у детей - никого не интересует, был бы высокий процент
успеваемости. С этим явлением пришлось бороться. Опыт, который приобрел в
Соболево, очень пригодился.
В 1978 году я стал заместителем председателя
райисполкома, в качестве которого проработал до 1981 года. А затем в моей жизни
произошел крутой поворот - мне предложили возглавить вновь образованное
предприятие по эксплуатации объектов Вазузской гидротехнической системы,
построенной с целью улучшения водоснабжения г. Москвы. Таким образом, я стал
хозяйственным руководителем столичного предприятия в 200-х км от Москвы. В этой
должности проработал 20 лет. С 2001 года перешел на менее ответственную работу,
на должность помощника начальника этого предприятия. Имею звание «Заслуженный
работник ЖКХ Российской Федерации», «Ветеран труда», «Почетный гражданин г.
Гагарина».
Я помню Камчатку родную
И Соболево помню, село,
Село в мою жизнь проходную -
Забыть невозможно его.
Село, где учился, трудился,
Где двенадцать прожито лет,
Где встретил девчонку, женился,
Где дети родились на свет.
Я помню и среднюю школу,
Талантливый пед.коллектив,
Который любимому делу
Совсем не жалел своих сил.
Я помню коллег своих славных
Радькову, Шершневу, других
Лобкову с Бебякиной, прочих…
Долженкова, коллег молодых.
Козорезову (Спешневу) помню,
Якубовского мне не забыть.
Анаскину с Куркиной помню-
Они помогали мне жить.
Трудились все весело, дружно,
У всех боевой был настрой.
Шутили, когда было нужно
И жили единой семьей.
Ведь годы те были иными
В сравненье с сегодняшним днем.
Мы были тогда молодыми,
Сердца в нас пылали огнем.
Те годы, хотя уже в прошлом,
…Их в сердце своем берегу,
И жизнь свою в крае Камчатском
Забыть я никак не могу!
С уважением С.Ф. Макаров 2006 год
Дата создания: 08.02.2024
Дата обновления: 08.02.2024
Дата публикации: 08.02.2024