АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 11 КЛАСС Нормативная база рабочей программы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»; 3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. Общая характеристика курса Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества Элективный предмет рассчитан на учащихся 11 класса и составлен с учётом психологических особенностей подростков. Школьники уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках элективного предмета «Основы финансовой грамотности». Современное общество стремительно развивается во всех сферах, и финансовых, которые сегодня вбирают в себя все последние достижения научного прогресса, не исключение. В такой ситуации главное не просто научить школьника действовать по алгоритму (что тоже очень важно при решении многих финансовых задач), а сформировать компетенцию ориентироваться в финансовом пространстве, оценивать различные альтернативы решения финансовых проблем и принимать оптимальное решение в конкретных жизненных обстоятельствах. Особое внимание уделяется обучению финансовому планированию, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах. Не менее важным является формирование ответственного отношения к принимаемым на себя финансовым обязательствам и умениям сопоставлять свое финансовое поведение с правовыми и моральными нормами. Таким образом, курс финансовой грамотности для учащихся 11 класса необходим для успешной социализации выпускников и безболезненного вхождения во взрослую жизнь современного российского общества. Кроме того, задачи с финансовоэкономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, ЕГЭ. Данный элективный предмет не оценивается. Место предмета в учебном плане Согласно учебному плану НЧОУ "Северный экономический лицей" изучение элективного предмета «Основы финансовой грамотности» реализуется за счёт часов школьного компонента. На его изучение отводится в 11 классе - 17 часов из расчета 0,5 часа в неделю. Цели и задачи обучения Цель: формирование у учащихся 11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами. Задачи: • освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами; • овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; • формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами; • формирование основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики; • воспитание ответственности за экономические решения. Обоснование выбора содержания и логики его изучения Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни. Отличительной особенностью программы данного элективного предмета является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки. Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 11 класса предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса.