Рабочая программа по финансовой грамотности. (11 класс)

Пояснительная записка
Количество часов в год, по четвертям.
В учебном плане на изучение курса финансовой грамотности в 11 классе выделен 1 час в
неделю, 34 урока в год: 16 часов в первом полугодии, 18 часов во втором полугодии.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Постоянное взаимодействие современного человека с финансовыми институтами, которое
начинается ещё в детстве, повышение уровня решаемых задач по мере взросления вызывает
необходимость формирования базовых знаний и умений, которые позволят выпускнику школы
принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы,
своевременно распознавать финансовые мошенничества.
Курс «Финансовая грамотность» для 11 класса является логическим завершением программы
формирования финансовой грамотности, разработанной для учащихся основной школы.
В основе курса «Финансовая грамотность» для 11 класса лежит системно-деятельностный подход,
в нём отражены личностные и метапредметные результаты, сформулированные во ФГОС.
Курс «Финансовая грамотность» для 11 класса тесно переплетается с общеобразовательными
предметами, изучаемыми в школе. Такая связь позволит добиться от учащихся не только более
глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении
других предметов, применять полученные знания в повседневной жизни.
Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике,
обществознанию и другим обще-образовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс
финансовой грамотности связан с обществознанием. Перечень предлагаемых к изучению тем
соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого
человека в современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ
повышения финансовой грамотности.
Курс 11 класса предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием
финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку учащиеся только начинают вступать в
отношения с финансовыми институтами, в рамках курса 11 класса рассматриваются такие понятия,
как страхование, бизнес, предпринимательская деятельность, финансовое мошенничество,
пенсионные накопления. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с разнообразными
финансовыми институтами в предпринимательской деятельности,
страховании личных и
имущественных рисков и др. Курс направлен на формирование умений находить и анализировать
информацию финансового характера, ориентироваться в перечне предлагаемых финансовых
продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Кроме
того курс предполагает формирование умений прогнозирования возможных последствий
принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при
осуществлении финансовых операций.
Адресат.
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 11 класса (универсальная группа) для
изучения курса «Финансовая грамотность».
Соответствие Государственному образовательному стандарту.
Рабочая программа по финансовой грамотности разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования
(приказ № 1089 от 05.03.2004г.);
- Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от
09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов
для образовательных учреждений РФ»);
Цели и задачи.
Цели обучения:
- развитие социально-экономического мышления личности обучающегося;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе,
его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для
последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях
системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
Задачи обучения:
- освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах
управления личными финансами;
- овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
- формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формирование основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей
деловой этики;
- воспитание ответственности за экономические решения.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты освоения курса:
•
способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;
•
сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом
рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения,
принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
•
понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
•
готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по
вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;
•
готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой
жизни;
•
сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию
достижения финансового благополучия;
•
способность осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в
рамках занятий по финансовой грамотности.
Интеллектуальные (метапредметные) результаты освоения курса:
•
умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению,
осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
•
умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;
•
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;
•
умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
•
умение определять назначение и функции различных финансовых институтов,
ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования;
•
умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по
финансовой грамотности.
Предметные результаты освоения курса:
•
владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит;
ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор на
услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой
случай.
•
владение знанием:
- об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и
ограничениях использования заёмных средств; об устройстве банковской системы, особенностях
банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в
банковские продукты и привлечения кредитов; о видах финансовых рисков и способах минимизации
их последствий для семейного бюджета;

- о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их
специфике;
- о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах,
обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них.
Структура документа
Специфика программы
Курс финансовой грамотности в 11 классе состоит из четырех разделов. Каждый раздел имеет
целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и
определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в практической жизни.
Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.
Основные содержательные линии курса.
Раздел 1. Страхование. (6 часов).
Виды страхования в России. Субъекты страхования. Объекты страхования. Составление договора
страхования. Исключения из страхового покрытия. Виды страхования. Страховая сумма, страховой
тариф, страховая премия (взносы). Срок страхования, порядок исполнения и прекращения договора
страхования. Страховые компании и их выбор.
Раздел 2. Собственный бизнес: как создать и не потерять (11 часов).
Бизнес, предпринимательство, стартап, организационно-правовая форма, индивидуальный
предприниматель, хозяйственное общество, вид экономической деятельности. Бизнес-план,
планирование, бизнес-идея, организационная структура фирмы, финансовый план, срок окупаемости.
Маркетинг, потребители, конкуренты, точка безубыточности. Доходы, расходы, прибыль, чистая
прибыль, собственный капитал, уставный капитал, заёмный капитал, кредит, лизинг, основные
средства, оборотные средства, бизнес-ангел, венчурный инвестор. Налогообложение, общий режим
налогообложения
бизнеса,
упрощённая
система
налогообложения
(УСН),
единый
сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вменённый доход, патентная система
налогообложения (ПСН). Предпринимательская деятельность, финансовые риски, риск снижения
финансовой устойчивости организации, риск неплатежеспособности, инфляционный риск, валютный
риск.
Раздел 3. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой.(5 часов)
Финансовое мошенничество, финансовая пирамида. Фишинг, фарминг, Evil Twin / Honeypot,
нигерийское письмо, хайп (от англ. HYIP).
Раздел. 4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (8 часов).
Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, страховой взнос, страховой стаж, страховая пенсия
по старости, индивидуальный пенсионный коэффициент, накопительная пенсия. Накопительная
пенсия, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания, инвестирование пенсионных
накоплений. Надёжность негосударственного пенсионного фонда, доходность от инвестирования
пенсиионных накоплений, срок функционирования негосударственного пенсиионного фонда.
Раздел 5. Итоговый контроль курса 11 класса
Календарно - тематический план.
п/№
Тема
Кол-во
часов
Лекция
1
2
3
4
5

Страхование
Собственный бизнес: как создать и не потерять
Финансовые мошенничества: как распознать и не стать
жертвой
Обеспеченная
старость:
возможности
пенсионного
накопления (8 часов)
Итоговый контроль курса 11 класса

Фор
Тест

6
11
5

5
9
3

1
1
1

8

4

1

4
34

Виды и форма организации познавательной деятельности в учебном процессе.
Использование межпредметных связей (история, география, обществознание, английский язык) в
учебном процессе обеспечивает лучшее понимание школьниками изучаемого материала и
достижения более высокого уровня владения навыками. На уроках параллельно применяются общие
и специфические методы, связанные со спецификой курса основ финансовой грамотности:

 словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, финансовым
документом);
 наглядные методы (демонстрация фото и кинодокументов, презентаций);
 практические методы (устные и письменные проблемные задачи);
 проблемное обучение;
 метод проектов;
 ролевой метод.
Основные типы уроков:
 урок изучения нового материала;
 урок контроля знаний;
 обобщающий урок;
 практикум
 комбинированный урок.
Формы организации познавательной деятельности - фронтальная, индивидуальная и групповая.
Особыми видами познавательной деятельности обучающихся, обусловленными спецификой
предмета являются:
 лекция-беседа (10-15% учебного времени) может быть использована для введения учащихся
в проблематику финансовой сферы. Лекция на уроках по финансовой грамотности строится на
применении педагогического метода проблематизации. Формы лекций как трансляции знаний и
постановки проблем:
– просмотр документальных и художественных фильмов, видеолекций ведущих экономистов,
политиков, бизнесменов;
– рассказ-беседа о проблематике данной сферы;
– встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными
служащими.
 практикум - ведущая форма организации познавательной деятельности учащихся 10 классов
обусловлена важностью развития навыков самостоятельной поисковой деятельности, получения
опыта выполнения несложных финансовых действий. Формы практикумов: индивидуальная и
групповая поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из
различных источников; назначение – отработка практических умений и формирование компетенций в
сфере финансов.

деловая игра наряду с практикумом является ведущей формой занятий, т. к. позволяет в
смоделированной ситуации осуществить конкретные финансовые действия, вступить в отношения с
финансовыми институтами. Цель: получение минимального опыта в игре в реальности позволяет
более уверенно себя чувствовать и адекватно вести себя в конкретных финансовых ситуациях.

семинар используется для обсуждения общих проблем, для выработки общих решений.
Примерная структура семинара в 10 классе:
1. Определение цели семинара
2. Работа в группе над выполнением задания (обсуждение понятий, выработка оптимальных
решений)
3. Представление результатов обсуждения группами
4. Общее обсуждение
Семинары могут использоваться во внеурочной деятельности и принять форму дискуссионного
клуба для обсуждения широкого круга финансово-экономических вопросов с участием учащихся как
9, так и 10–11 классов, учителей и администрации, привлечённых экспертов (политики, бизнесмены,
государственные служащие и др.).
Контроль знаний предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как
отдельных разделов, так и всего курса права в целом, коррекцию освоенных знаний; осуществляется
как в традиционных формах, так и в интерактивных:
– письменная контрольная работа (включающая задания, проверяющие знание теории и владение
метапредметными умениями);
– устный опрос;
– викторина;
– конкурс;
– творческий отчёт;

– защита проекта;
– защита исследовательской работы;
– написание эссе;
– решение практических задач;
– выполнение тематических заданий.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется
программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися
теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Формы и методы оценивания учебных достижений обучающихся
Специфика контроля знаний, умений и компетенций, в первую очередь, практические навыки,
требует определённой системы мониторинга с выделением чётких критериев.
Цель текущего контроля - оценка активности работы школьника на занятии, уровня осознания
обсуждаемого материала, креативности в решении поставленных вопросов.
Текущий контроль может проводиться как в рамках практикумов (в форме тестирования, решения
практических задач, выполнения заданий), семинаров (в форме обсуждений, презентаций), так и в
рамках обучающих деловых игр.
Цель итогового контроля - мониторинг выполнения требований к личностным, интеллектуальным и
предметным результатам освоения курса. Итоговый контроль проводится в форме решения
тематического теста, выполнения тематического задания, решения практических задач, защиты
проектов и других интерактивных форм презентации учебных достижений.
Критерии оценки решения практических задач учащимися в рамках практикумов:
•
усвоение
и
надлежащее применение алгоритма
решения
поставленной задачи;
•
достижение результата
или
оценивание существующих
альтернатив;
•
обоснование выбора одной из
альтернатив.
Выполнение всех критериев - оценка «отлично», незначительные отклонения – оценка «хорошо», в
остальных случаях – «удовлетворительно».
Критерии оценки предметных знаний и умений:
•
оценка «отлично» - глубокое и прочное
усвоение программного материала курса,
исчерпывающее, последовательное, чёткое и логически стройное его изложение, умение увязывать
теорию с практикой, выполнение более 90% заданий;
•
оценка «хорошо» - твёрдое знание материала курса, грамотное и по существу его
изложение, выполнение 70% заданий;
•
оценка «удовлетворительно» - знания только основного материала, без усвоения его деталей,
неточности, неправильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении
вопросов, выполнение отдельных заданий, более 50% ;
•
оценка «неудовлетворительно» - не знает значительной части программного материала,
выполнение менее 50% заданий.
Критерии оценки участия в учебной игре:
•
соблюдение регламента
игры;
•
достижение планируемого результата;
•
умение выбирать
необходимую информацию из
различных
источников;
•
умение использовать полученную информацию для
принятия решений;
•
умение излагать
основные
положения, аргументировано
отстаивать
свою
точку зрения, воспринимать противоположную, находить слабые места в позиции оппонентов,
отвечать на вопросы.
Соблюдение всех критериев - оценка «отлично», незначительные отклонения –«хорошо», в
остальных случаях –«удовлетворительно».
Критерии оценки выполнения проекта:
•
актуальность проблемы, на решение которой направлен проект;
•
постановка цели проекта;
•
формирование задач, с помощью которых достигается цель проекта, и качество их
реализации;
•
оригинальность решения проблемы, интеллектуальная или практическая ценность проекта;
•
полнота содержания проекта, логичность изложения материала темы и вариантов её решения
в проекте;

•
соответствие оформления проекта требованиям.
В случае если проект проходит стадию презентации, необходимо учитывать следующие критерии:
•
убедительность и выразительность выступления, раскрытие сущности проекта;
•
использование средств наглядности, технических средств при презентации проекта;
•
умение отвечать на поставленные по проекту вопросы;
•
соответствие полученного результата поставленной цели.
Соблюдение всех критериев - оценка «отлично», незначительные отклонения –«хорошо», в
остальных случаях - возможность доработать проект.
Библиографический список
Основная литература
1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащ. 10–11
кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному
финансовому поведению»).
2. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю.Финансовая грамотность: метод. реком. для учителя.
10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся
разумному финансовому поведению»).
3. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей.
10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся
разумному финансовому поведению»).
4. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю.Финансовая грамотность: контрольные измерительные
материалы. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.. (Дополнительное образова-ние: Сер.
«Учимся разумному финансовому поведению»).
Дополнительная литература
1. Алмосов А.П., Брехова Ю.В. Как сохранить, чтобы не потерять. Волгоград: Изд-во Волгоградского
филиала РАНХиГС, 2012. (Простые финансы).
2. Алмосов А.П., Брехова Ю.В. Кредиты, которые нас разоряют. Волгоград: Изд-во Волгоградского
филиала РАНХиГС, 2012. (Простые финансы).
3. Биткина И.К., Брехова Ю.В.Думай о пенсии смолоду. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала
РАНХиГС, 2012. (Простые финансы).
4. Брехова Ю.В.Атлас «Финансовый путеводитель». Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала
РАНХиГС, 2016.
5. Брехова Ю.В.Как распознать финансовую пирамиду. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011..
(Простые финансы).
6. Брехова Ю.В.Финансовая грамотность: играя – учимся, играя – познаём!: метод. пособие для
педагогов. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016.
7. Брехова Ю.В.Финансовые приключения друзей в стране под названием Деньги: сборник
сценариев. Волгоград: Издательство Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016.
8. Брехова Ю.В., Гриб Р.Б.Как вернуть налоги в семейный бюджет. Волгоград: Изд-во
Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. (Простые финансы).
9. Брехова Ю.В., Гриб Р.Б.Как управлять деньгами с помощью банковской карты. Волгоград: Изд-во
Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. (Простые финансы).
10. Брехова Ю.В., Гриб Р.Б.Электронный кошелёк для расчётов в Интернете. Волгоград: Изд-во
Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. (Простые финансы).
11. Голева Е.В., Брехова Ю.В.Страховой полис: роскошь или необходимость. Волгоград: Изд-во
ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. (Простые финансы).
12. Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих профессионалов
в сфере финансов / под ред. А.П. Алмосова, Ю.В. Бреховой. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013.
13. Энциклопедия личных финансов / под ред. А.П. Алмосова, Ю.В. Бреховой. Волгоград: Изд-во
Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013.
Интернет-источники
1. www.ereport.ru — обзорная информация по мировой экономике.
2. www.cmmarket.ru — обзоры мировых товарных рынков.
3. http://www.rbc.ru/ — информационное агентство «РосБизнес-Консалтинг».
4. www.stat.hse.ru — статистический портал Высшей школы экономики.

5. www.cefir.ru — официальный сайт ЦЭФИР — Центра экономических и финансовых
исследований.
6. www.beafnd.org — Фонд «Бюро экономического анализа».
7. www.vopreco.ru — официальный сайт журнала «Вопросы экономики».
8. www.tpprf.ru – Торгово-промышленная палата РФ
9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – объединённая биржа.
10. www.economy.gov.ru/minec/main — Министерство экономического развития РФ
11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство промышленности и торговли РФ
12. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ
13. www.minfin.ru — Министерство финансов РФ
14. www.cbr.ru — Центральный банк РФ.
15. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
16. www.nalog.ru — Федеральная налоговая служба.
17. www.wto.ru — Всемирная торговая организация.
18. www.worldbank.org/eca/russian — Всемирный банк.
19. www.imf.org – Международный валютный фонд.
20. хочумогузнаю.рф
21. вашифинансы.рф
22. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга
23. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»
24. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
25. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам
26. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике
27. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической мысли (на англ. яз.)
28. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология.
Менеджмент»
29. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация по мировой экономике
30. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики
31. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований
32. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету

Вид
конт
роля

Тип урока

Кол-во часов

№

Тематическое планирование по основам финансовой грамотности
Планируемые
Дата
результаты
проведен
Тема
Элементы
освоения
ия
урока
содержания
программы
пл фа
ан кт
1. Страхование. (6 часов).

Страхово 1
й рынок
России:
коротко о
главном

Изуче
ние
новог
о
матер
иала

Страхова
ние
имуществ
а

1

Комб
иниро
ванны
й

Личное
страхован
ие

1

Комб
иниро
ванны
й

1

2

3

Страхование,
страхов-щик,
страхователь, застрахованный,
выгодоприобретатель,
договор
страхования,
страховой полис,
правила
страхова-ния,
страховая
премия, объект
страхования,
стра-ховой риск,
страховой
случай,
страховая
выплата.
Страхование
имущества,
автострахование
(автокас-ко),
аварийный
комиссар,
агрегатная
и
неагригатная
страховая
суммы,
франшиза. Правила
страхова-ния
имущества, роль
имущественного
страхования
в
сохранении
семейного
бюджета,
условия
автострахования.
Личное,
накопительное,
рисковые,
медицинское
страхова-ния.
Обязательное и
добровольное
страхова-ние,
выкупная сумма.

Выяснить структуру и
особенности
страхового рынка в
России.
Определять
субъектов страховых
отношений, алгоритм
действий
при
наступлении
страховых
случаев,
понимать
основные
идеи страхования как
способа возме-щения
финансовых потерь от
неблаго-приятных
событий, определять
жиз-ненные ситуации,
при которых страхование
может
дать
положительный
эффект. Характеризовать
принципы
организации
страховых
отношений, функции
и
обязанности
их
основных участников,
порядок
действий
страхо-вателя
при
наступлении
страхового
случая.
Определять основания
отказа страховщиком в
страховых выплатах;
необходимость
страхования как способа снижения нагрузки
на семейный бюджет.
Оценивать
соответствие усло-вий
страхования
конкретным
потребностям страхователя.
различать
виды
страхования
имущества.
Осуществлять
поиск
информации на сайтах
страховых компаний о
предлагаемых
страховых продуктах.

Опрос,
анализ
данных
о
страхов
ых
компаниях,
решение
познават
ельных
задач

Страхова
ние
гражданс
кой
ответстве
нности

4

1

Комб
иниро
ванны
й

Страхование
гражданской
ответственности,
обя-зательное и
добровольное
страхование
гражданской
ответственности,
третье
лицо,
ОСАГО,
ДСАГО,
страхование
гражданской
ответственности
владель-цев
жилых
помещений.

Понимать
суть
страхования гражданской ответственности,
его
возможнос-ти;
характеризовать
организацию
страхования гражданской
ответственности
в
России,
перечень
страховых случаев по
договору страхования
гражданской
ответственности.
Выяснить особенности
осуществления
страховой выплаты по
договору страхования
ответствен-ности;
основания отказа в
страховых выплатах.
Производить
примерный
расчёт
стоимости
договора
страхования
гражданской
ответственности.

Опрос,
анализ
страховых
полисов

Как
1
правильн
о выбрать
страховщ
ика

Комб
иниро
ванны
й

Страхова
ние

Обоб Основные
щение положения
и
раздела
контр
оль
знани
й

5

1

6

Критерии
выбора
страховой
компании,
лицензия
на
ведение
страховой
деятельности,
страховой
портфель,
надёжность
страховой
компании,
обоснованный и
необоснованный
отказ
в
страховой
выплате.
знание
основ
правильного
выбора
страховой
компании
посредством
оценки
ряда
параметров
её
деятельности.

Понимать
необходимость выбора
на-дёжного
страховщика
для
сохранения семейного
бюджета.
Характеризовать
показатели надёжности
страховой ком-пании,
источники
информации
для
оценки
надёжности
страховой компа-нии;
обоснованность отказа
в страхо-вой выплате.
Определять алгоритм
дей-ствий
страхователя
при
необоснован-ном
отказе в страховой
выплате.
Находить
информацию
для
проведения
оценки
надёжности страховой
компа-нии. определять
её надёжность; критически относиться к
активной
рекла-ме
страховых продуктов,
принимать решения о
страховании на основе
анна-лиза ситуации.
Создавать
и
реализовывать самостоятельные проекты;
проводить
самостоятельное
исследование;
генериро-вать
идеи,
создавать
научнопубли-цистические
тексты;
находить
актуаль-ную
информацию в сети
Интернет для решения
финансовых задач.

Памятка
по
выбору
страхово
й
компани
и

Тестиро
вание,
за-щита
проектов

2. Собственный бизнес: как создать и не потерять (11 часов)

7

Создание
собственн
ого
бизнеса

1

Изуче
ние
новог
о
матер
иала

Бизнес,
предпринимательство,
стартап,
организационноправовая форма,
индивидуальный
предпринимател

Знать преимущества и Беседа
недостатки различных
организационноправовых форм бизнес,
правила
создания
нового
бизнеса,
федеральные,
региональные,

Создание
собственн
ого
бизнеса

1

Комб
иниро
ванны
й

Бизнесплан

1

Комб
иниро
ванны
й

ь, хозяйственное
общество,
вид
экономической
деятельности

8

9

Бизнес-план,
планирова-ние,

местные
программы
поддержки и раз-вития
бизнеса;
служб,
оказывающих
юридическую помощь
при
открытии
собственного
дела.
Выяснить
условия,
стартапа.
Понимать
сложность и ответственность
занятия
бизнесом.
Характеризовать основные
факторы
предпринимательского успеха,
возможные
цели
начального
этапа
бизнеса.
Выяснить
механизм регистрации
бизнеса;
ответственность
предпринимателя,
права и обязанности,
возникающих
вследствие
регистрации
хозяйственного
общества
или
индивидуального
предпринима-теля.
Понимать
необходимость осознанного
осуществления выбора
орга-низационноправовой
формы
предпри-нимательства.
Знать перечень необходимых документов для
регистрации
собственного бизнеса.
Характеризовать
основные
элементы
бизнес-плана,
последовательность

Опрос,
решение
познават
ельных
задач

Опрос

Бизнесплан

1

Обуча
ющая
игра

Расходы и 1
доходы в
собственн
ом
бизнесе

Изуче
ние
новог
о
матер
иала

10

11

бизнес-идея,
организационная
структура
фирмы,
финансовый
план,
срок
окупаемости.
Маркетинг,
потребители,
конкуренты,
точка
безубыточности

его
составления.
Понимать
необходимость
осознанного решения
об
открытии
собственного бизнеса.
Выяснить
роль
бизнес-плана
в
успешной реализации
бизнес-идеи; сущность
маркетинга
как
инструмента развития
бизнеса.
Разви-вать
умения
составлять
бизнес-план
по
алгоритму;
поиска
информации для выявления
востребованной
бизнес-идеи.
Определять
маркетинговые инструменты
развития
конкретного бизнеса.
Анализировать
сильные и слабые стороны
бизнес-идеи;
оценивать угрозы и
возможности
реализации
бизнесидеи.
Моделировать
бизнес-план для реализации бизнес-идеи.
Доходы,
Выяснить
виды
расходы,
при- финансовых ресурсов
быль,
чистая компании, способы и
прибыль,
механизмы
форсобственный
мирования капитала и
капитал,
прибыли
компа-нии.

Решение
познават
ельных
задач

Беседа,
самостоя
тельная
работа

Расходы и 1
доходы в
собственн
ом
бизнесе

Комб
иниро
ванны
йс
элеме
нтами
практ
икума

Налогооб 1
ложение
малого и
среднего
бизнеса

Изуче
ние
нового
матер
иала

12

13

уставный
капитал,
заёмный
капитал,
кредит, лизинг,
основные средства, оборотные
средства,
стартап, бизнесангел,
венчурный
инвестор

Формировать
понимание
необходимости учёта доходов
и расходов в процессе
ведения
бизнеса.
Характери-зовать
структуры
затрат
производства
продукции, способов
её
снижения;
механизмы
формирования чистой
прибы-ли, её роль в
благосостоянии
собствен-ника.
Определять источники
средств
развития
фирмы, их влияние на
устой-чивость бизнеса;
трудности,
ведения
собственного
дела.
Развивать
умения
поиска
актуальной
информации
о
стартапах,
ведении
бизнеса; рассчиты-вать
стоимость
привлечения
отдельных
финансовых ресурсов
для
развития
организации;
вести
простые финансо-вые
расчеты:
издержки,
доход,
при-быль.
Выявлять источники
формиро-вания
собственного
и
заёмного
капита-ла
компании.
Налогообложени Характеризовать виды
е, общий режим режимов
налоналогообложени гообложения бизнеса,
я
бизнеса, обязательств
при
упрощённая
выборе одного из них.
система
Выяснить
вли-яние

Опрос,
решение
познават
ельных
задач

Самосто
ятельная
работа с
источниками финансово

Налогооб 1
ложение
малого и
среднего
бизнеса

Комб
иниро
ванны
й

Финансов 1
ые риски
в
предпринимат
ельской
деятельности

Комб
иниро
ванны
й

14

15

налогообложени
я (УСН), единый
сельскохозяйственный
налог (ЕСХН),
единый налог на
вменённый
доход, патентная
система
налогообложени
я (ПСН)

режима
налогообложения
на
величину
прибыли;
механизм исчисле-ния
налогов. Формировать
умения рас-считывать
налоговую нагрузку на
биз-нес
в
рамках
выбранного
режима
налогообложения;
поиска
актуальной
информации о порядке
расчёта и упла-ты
налогов
на
официальных сайтах
министерств
и
ведомств в сети Интернет.
Анализировать
последствия выбо-ра
режима
налогообложения для
биз-неса;
осознанно
выбирать оптимальный
режим
налогообложения для
конкрет-ного
вида
деятельности.
Осознавать
ответственность
за
неуплату налогов.
Предпринимател Характеризовать виды
ьская
рисков
преддеятельность,
принимательской
финансо-вые
деятельности,
спориски,
риск собы
их
снижения
нейтрализации.
финансовой
Формировать

й
информа
ции
Опрос,
решение
познават
ельных
задач

Опрос

Финансов 1
ые риски
в
предпринимат
ельской
деятельности

16

Собствен
ный
бизнес

17

18

Практ
икум

устойчивости
организации,
риск
неплатежеспособност
и,
инфляционный риск,
валютный риск

понимание
рискованности
предприни-мательской
деятельности;
сущности
предпринимательских
рисков,
их
источников.
Выяснить
методы
управле-ния
предпринимательским
и
рисками
для
снижения финансовых
потерь.
Раз-вивать
умения элементарных
расчетов суммы потерь
бизнеса;
выбора
инстру-мента
для
нейтрализации рисков
и
снижения
последствий
их
воздействия
Решать
познавательные
задания

Решение
проблем
-ных
зада-ний

Обоб Основные
Диффере
щение положения
нцирова
,
раздела
нное
систетестиров
матиз
ание
ация
и
контроль
знани
й
3. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой ( 5 часов)
Финансов 1 Изуче
Выяснить
признаки Самосто
ая
ние
финансовой
пира- ятельная
пирамида:
новог
миды, механизмы её работа с
как
не
о
функциониро-вания,
источнипопасть в
матер
возможные
ками фисети
иала
последствия участия в нансово
мошенней;
службы, й
ников
Финансовое
защищающие
от информа
мошенничество, финан-сового
ции
1

Финансов 1
ая
пирамида:
как
не
попасть в
сети
мошенников

Комб
иниро
ванны
й

финансовая
пирамида

1

Изуче
ние
новог
о
мтери
ала
Практ
икум

Фишинг,
фарминг,
Evil
Twin / Honeypot,
нигерий-ское
письмо, хайп (от
англ. HYIP)

19

20

21

Виртуаль
ные
ловушки:
как
не 1
потерять
деньги
при
работе в
сети
Интернет

мошенничества.
Определить
и
объяснять
причины
вовлечения населе-ния
в
финансовую
пирамиду;
характеризовать юридическую
ответствен-ность
за
организацию
финансовых п-ирамид.
Развивать
умения
поиска
акту-альной
информации на сайтах
ком-паний
и
государственных
служб;
разви-вать
критическое
мышление в отношении
рекламных
сообщений;
оценивания
рисков
финансовых
инвестиций.
Характеризовать
финансовые
мошенничества
в
сети
Интернет,
их
механизм, последствия
участия в них, способы
сохранения
личного
бюджета от интер-нетмошенников.
Развивать
умения
распознавания
и
защиты от виртуальных
ловушек,
мошеннических атак в
Интернете;
критической
оценки
инфор-мации
участников
финансового
рынка,
СМИ
и
других
источников
финансовоэкономического
характера.

Опрос

Беседа
Самосто
ятельная
работа с
источниками финансово
й
информа
ции

Обобщен 1
ие
и
системати
зация
знаний
22

23

24

25

Обоб Основные
Решать
Тестиро
щение положения
познавательные
вание
,
раздела
задания
систе
матиз
ация
и
контроль
знани
й
4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (8 часов)
Как
1 Изуче Пенсия,
Знать
основы Самосто
формируе
ние
пенсионная
функционирования
ятельная
тся
новог система,
пен-сиионной системы работа с
пенсия
о
пенсионный
в России, виды пен- источниматер фонд, страховой сий,
условия
их ками фииала
взнос, страховой получения,
способы нансово
стаж, страхо-вая формирования
й
пенсия
по будущей
пенсии, информа
старости,
факто-ры,
ции
её Опрос
Как
1 Комб индивидуальный определяющих
размер. Форми-ровать
формируе
иниро пенсии-онный
понимание
личной
тся
ванны коэффициент,
накопительная
ответствен-ности
в
пенсия
й
пенсия.
пенсионном
обеспечении.
Сравнивать страховую
пенсию по ста-рости и
накопительную,
выяснить
спо-собы
увеличения будущей
собственной пенсии и
сопряжённых с ними
рисков.
Развивать
умения
поиска
актуальной
информации на сайте
ПФР РФ условного
расчёта
будущей
пенсии.
Как
1 Комб Накопительная
Выяснить
основы Опрос
распоряиниро пенсия,
формирования будудиться
ванны негосударственн щей
пенсии
через
своими
й
ый пен-сионный управление
накопипенсионн
фонд, управляя- тельной
пенсией.
ыми
ющая компания, Характеризовать
сунакоплен
инвести-рование ществующие
иями
пенсионных
программы

Как
распорядиться
своими
пенсионн
ыми
накоплен
иями

1

Комб
иниро
ванны
й

Как
выбрать
негосудар
ственный
пенсионный фонд
Как
выбрать
негосудар
ственный
пенсионный фонд

1

Изуче
ние
новог
о
матер
иала
Практ
икум

накоплений

26

27

28

1

Надёжность
негосударственного
пенсионного
фонда,
доходность
от
инвестирования
пенсии-онных
накоплений,

пенсионного
обеспечения.
Формировать
понимание
личной
ответственности
в
пенсионном
обеспечении;
роли
накопительной пен-сии
на величину будущей
пенсии граж-данина;
понимание
рисков,
различных программ
пенсионного
обеспечения.
Сравнивать
способы
управления
накопительной
пенсией,
находить
оптимальный вариант
Выяснить
основы
функционирования
негосударственных
пенсионных фон-дов,
характеризовать
критерии
выбора.
Формировать
понимание
личной
ответ-ственности
в
пенсионном обеспечении; рисков выбора
негосударственно-го

Решение
познават
ельных
задач

Опрос

Решение
познават
ельных
задач

Выбери
свой
негосудар
ственный
пенсионный фонд

1

Обуча
ющая
игра

Обеспече
нная
старость:
возможно
сти
пенсионн
ого
накоплен
ия

1

Обоб Основные
щение положения
,
раздела
систематиз
ация
и
контроль
знани
й
5. Итоговый контроль курса 11 класса (4 часа).
Решение
Обоб Основные
познавательных
щение положения
разделов
заданий, презентация
,
проектов по тематике
систе
курса
финансовой
матиз
грамотности
11 класса
ация
и
контроль

29

30

31

32

Страхова 1
ние.
Собствен 1
ный
бизнес:
как
создать и
не
потерять

срок
функционирован
ия
негосударственного
пенсии-онного
фонда.

пенсионного
фонда;
последствий
этого
выбора.
Развивать
умения крити-ческой
оценки
рекламных
предложений
по
увеличению будущей
пенсии; к ин-формации
о
деятельности
негосударст-венных
пенсионных фондов.
Выяснить
влияние
политики
негосударственного
пенсионного фонда на
размер
пенсии
гражданина. Развивать
умения
поиска
информации
о
деятельности негосударственных
пенсионных фондов;
спо-собов управления
собственными
пенсионными
накоплениями.
Обосновы-вать
аргументами принятие
финансо-вых решений,
прогнозировать
их
последствия.
Решение
познавательных
заданий

Решение
практиче
ских
заданий

Тестиро
вание

Тестиро
вание,
минипроекты

33

34

Финансов
ые
мошенни
чества
Урокрезерв

1

знани
й


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».