экология 10 клсс 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа курса «Индивидуальный проект. Актуальная экология» для 10—11
классов образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования
(далее — Программа) создана в рамках предметной области «Физическая культура, экология и
основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями к
нему), Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (далее — ФГОС СОО) и с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и
запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при получении среднего
общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание курса концентрируется на деятельности проектирования и исследования,
направленной на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы, в том
числе экологического характера, но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам
деятельности.
Программа курса состоит из нескольких модулей, каждый из которых является
необходимым элементом в общей структуре. Логика чередования модулей позволяет
обучающимся изучить часть теоретического материала самостоятельно. Кроме того, некоторые
модули специально предназначены для совместной работы в общем коммуникативном
пространстве класса или рабочей группы для обсуждения своих замыслов, идей. И третий тип
модулей предполагает собственную поисковую, проектную, конструкторскую и иные типы
деятельностей в относительно свободном режиме. Двигаясь от одного модуля к другому,
обучающийся имеет возможность выдвинуть свою идею, проработать её, предъявить
одноклассникам и другим заинтересованным людям, получить конструктивную критику и выйти
на защиту своей работы.
Модульная структура курса даёт возможность его вариативного использования. В
зависимости от предыдущего опыта исследований и выполнения проектных работ могут
разрабатываться индивидуальные образовательные траектории старшеклассников.
Количество часов для самостоятельной работы над проектом и исследованием можно
также варьировать с учётом индивидуальной готовности обучающихся. Для самостоятельной
работы важны умения, полученные на предыдущих этапах обучения, а именно поиск, анализ и
оценка необходимой информации. Помимо Интернета, следует рекомендовать учащимся
использование научных и научно-популярных изданий из библиотечных фондов. На это нужно
выделять время, а проведённая работа должна учитываться и оцениваться.

МОДУЛЬ 1. Культура исследования и проектирования
Модуль знакомит учащихся с современными научными представлениями о нормах проектной
и исследовательской деятельности, анализом реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект и почему реализация проекта это сложно, но интересно. Раздел
знакомит с основными понятиями, которые используются при проектировании: проект, замысел,
идея, а также понятиями, применяемыми в конкретных ситуациях (например, анализ негативных
последствий проекта «Синдром Кесслера»).

Слово «проект» латинского происхождения: projectus значит «выступающий, выдающийся
вперёд». В этом понятии заложен важный смысл проектной деятельности добиться прорыва в
той или иной сфере, создав что-то своё, уникальное, задающее новое направление, вектор
развития. Проекты различаются по масштабу, направлениям и сферам внедрения. Они бывают
технологические и технические, социальные и экономические, организационные, смешанные,
волонтёрские. Особое место занимают экологические проекты, поскольку они касаются всего
социума.

Раздел 1.2. Какие бывают проекты. Национальный проект «Экология». Раздел
описывает место проекта «Экология» в классификации проектов; рассматривает
технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные и смешанные
проекты, а также комплексные экологические проекты. Раздел объясняет сущность
национальных проектов в Российской Федерации и конкретно национального проекта
«Экология», знакомит с понятиями «твёрдые коммунальные отходы (ТКО)», «экологический
сбор». На основе предложенного материала обучающимся предлагается выполнить
самостоятельную аналитическую работу (индивидуально и в группах).
Развитие страны невозможно без глобальных планов и масштабных проектов, которые
затрагивают многие жизненно важные стороны, такие проекты называются«национальные». В
нашей стране разработан национальный проект «Экология», стратегической целью которого,
является переход к эффективному использованию ТКС) (твёрдых коммунальных отходов) и
минимизация воздействия на окружающую среду. Разработаны задачи и определенны основные
направления реализации этого национального проекта. Одним из приоритетных направлений
является раздельный сбор мусора и его переработка. Для решения этой задачи в стране, да и в
мире в целом создаётся новая отрасль экономики
мусороперерабатывающая. Новая
инфраструктура предполагает создание и развитие современных мусороперерабатывающих
комплексов и полигонов, которые должны соответствовать мировым экологическим стандартам
Раздел 1.3. Проектная идеи как образ будущего. Раздел знакомит обучающихся с процессом
проектирования и его отличием от других профессиональных занятий; рассматривает подход к
выдвижению экологических проектов разных типов и уровней сложности.
Проектирование заключается в том, чтобы на основании имеющихся данных представить
существующий в воображении объект и выстроить последовательность действий, которые
позволят достичь нужного результата. При этом, с одной стороны, ещё нет уверенности, что
имеются необходимые средства для достижения результата. С другой стороны, в процессе
проектирования возможна трансформация исходной задачи. Проектная работа — это обычно
работа в команде, когда способности и ресурсы разных людей направлены на достижение общей
цели. Основная задача при проектировании чего-либо понять, что вы хотите получить, т. е.
определить образ желаемого будущего. Масштабный исторический проект, очевидцами которого
мы стали, — проект «Крымский мост». Этот стратегический объект решает множество задач в
экономике, политике и экологии.

Раздел 1.4. Проекты, которые изменили страну: проект П. А. Столыпина. Раздел
рассматривает пример масштабного проекта от первоначальной идеи до полной
реализации.
Более 120 лет служит нашей стране Транссибирская железнодорожная магистраль. Самым
активным сторонником данного проекта являлся Пётр Аркадьевич Столыпин — в то время
председатель Совета министров России.

2

Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности. Раздел
посвящён разбору понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование,
техническое проектирование. В нём рассматриваются этапы процесса конструирования, различия
между конструированием и проектированием, экологические последствия проектов.
Проектно-конструкторская деятельность подразумевает тесную связь двух типов
деятельности: проектирования и конструирования, это основные инструменты, с помощью
которых человек может изменять искусственную среду. В основе проектирования лежат
процессы, которые обеспечиваются наличием разных позиций. В основе конструирования
создание структуры, которая обеспечивает выполнение заданной функции.
Раздел 1.6. Социальное проектирование: как сделать лучше среду, в которой мы живём.
Раздел рассматривает социальное проектирование как способ улучшить социальную сферу и
закрепить определённые ценности в обществе; описывает социальные проекты, имеющие
экологическую составляющую.
Кратко сущность социального проектирования можно выразить следующим образом: у нас
есть настоящее, где имеется общественно значимая проблема, и мы видим будущее, которое
улучшится благодаря реализации нашего проекта. Социальные проекты могут иметь
экологическое направление.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Раздел знакомит обучающихся с видами
волонтёрских
проектов:
социокультурными,
информационно-консультативными,
экологическими; рассматривает деятельность волонтёрских организаций.
Волонтёрские проекты — это проекты, которые всегда находят положительный отклик в
обществе. Их реализуют люди, чувствующие личную ответственность за происходящее и
готовые бескорыстно прийти на помощь. Особое место занимают экологические волонтёрские
проекты. Это объясняется актуальностью проблемы защиты окружающей среды, сохранения
редких и исчезающих видов животных и растений, помощи диким и домашним животным.

Раздел 1.8. Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного
Солнца». Раздел посвящён обсуждению социального проекта, разработанного и
реализованного школьницей.
Раздел 1.9. Анализируем проекты сверстников: возможности 1Т-технологий для
междисциплинарных проектов. Раздел рассматривает примеры школьных проектов,
выполненных с использованием различных программных средств и оборудования для
решения практических задач в разных сферах человеческой деятельности.
Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Раздел посвящён изучению основных элементов и понятий: исследование, цель, задача, объект,
предмет, метод и субъект исследования.

МОДУЛЬ 2. Самоопределение: какую проблему решаем
Модуль посвящён самостоятельной работе обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Раздел разбирает
приоритетные направления научно-технологического и социально-экономического развития,
анализирует возможности реализации конкретных программ; объясняет такие понятия, как
«глобальные и экологические проблемы», «экологическая катастрофа».

Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что хотим изменить своим проектом.
Раздел предлагает учащимся потренироваться в создании образа будущего; подробно
рассматривает экологические проблемы Москвы и Московской области и возможности
их решения.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию?
Раздел предлагает учащимся определить проблемную область жизнедеятельности человека для
дальнейшего выбора точки приложения своих сил; рассматривает экологическую акцию «День
экологического долга».
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями. Раздел знакомит обучающихся с
различными, в том числе международными, конкурсами проектных и исследовательских работ,
проектными движениями школьников.

Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы проекта
или исследования. Раздел посвящён самоопределению старшеклассников относительно
той или иной проблемы, прорисовке образа желаемого будущего.
МОДУЛЬ З. Замысел и ресурсы проекта
Модуль посвящён элементам проекта, которые конкретизируют его общий замысел.

Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования.
Раздел посвящён разбору понятий «проблема» и «позиция»; рассматривает этапы
постановки проблемы, а также конкретные позиции учёного, конструктора, эколога,
управленца, финансиста и инвестора в её решении.
Выдвижение проекта принято связывать с решением некоторой проблемы. Проблема (от греч.
problema— задача) противоречивая ситуация, характеризующаяся наличием противоположных
позиций и нехваткой средств для достижения поставленной цели. При решении проблемы
необходимо учитывать её разные аспекты: технический, экономический, экологический,
исторический, географический, социокультурный и др. За каждым из них стоит определённая
деятельностная позиция.
Раздел 3.2. Формулирование цели проекта. Раздел знакомит обучающихся с понятиями
«цель», «идеальное представление», «личное отношение», разбирает два примера постановки
школьниками цели проекта.
Формулирование цели — важное звено начального этапа работы над проектом. Под целью
проекта понимается идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель
всегда связана с образом будущего, и этот образ определяет дальнейшие действия человека.

Раздел 3,3. Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта.
Раздел предлагает старшеклассникам выполнить самостоятельную работу по постановке
цели и задач своего проекта или исследования, определению его ожидаемых результатов.
Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов. Раздел посвящён разбору акции как
одному из способов реализации социального проекта.
Акция (от лат.асйо— действие) означает действие, выступление. Тем не менее акции имеют
признаки проектной деятельности. Большое социальное значение имеют историко-культурные,
образовательные, экологические и иные акции, адресованные непосредственно человеку.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта. Раздел на примерах объясняет такие важнейшие
понятия, как «ресурс» и «бюджет» проекта, рассматривает технические, трудовые,
информационные и административные ресурсы проекта.

4

Ресурс — это то, что можно использовать, тратить, т. е. запас или источник чего-либо. Чтобы
понять, есть ли в наличии необходимые для реализации проекта ресурсы, требуется составить
бюджет проекта, т. е. определить виды требуемых ресурсов, их объём и источники.

Раздел 3.6. Поиск недостающей информации. Раздел посвящён методам поиска
недостающей информации при разработке проекта, её обработке и анализу.
МОДУЛЬ 4. Чистая страна — проблема, цель и проект
Раздел 4.1. Передовой опыт переработки отходов. Раздел знакомит обучающихся с
понятиями «сухие отходы» и «смешанные отходы», рассматривает вопросы создания «мусорной
отрасли».
К сухим отходам, годным для переработки, относятся пластик, стекло, бумага, картон,
металл; к смешанным — средства личной гигиены, пищевой и растительный мусор и т. д.

Раздел 4.2. Как использовать зарубежный опыт. Раздел знакомит с опытом борьбы
разных стран с загрязнением окружающей среды.
Раздел 4.3. Технологии переработки и утилизации мусора: как выбрать оптимальную.
Раздел посвящён анализу и сравнению различных способов утилизации отходов.
Раздел 4.4. Аналитический обзор проектных и исследовательских работ школьников
в области экологии. Раздел посвящён разбору предлагаемых школьниками действий по
улучшению существующей экологической ситуации.
Раздел 4.5. Сделаем свой регион чистым. Раздел предлагает варианты включения учащихся в
практическую работу по решению сложных экологических проблем своего региона.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Освоение курса обеспечит формирование у выпускников личностных, метапредметных и
предметных компетенций, которые будут продемонстрированы при защите индивидуального
проекта (исследования).

Личностные результаты
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
развитие
компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура,
бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;

приобретение опыта экологически направленной деятельности. Метапредметные результаты
Выпускники смогут:
самостоятельно определять цели проектной (исследовательской) деятельности и
составлять её план; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою
деятельность;
формулировать гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем
благе;

1
— восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
— отслеживать и принимать во внимание тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научной, учитывать их при постановке собственных целей;
оценивать ресурсы, в том числе нематериальные (например, время),необходимые для
достижения поставленной цели;

— использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в разных ситуациях;
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно урегулировать
конфликты;
— ориентироваться в источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию из различных источников;
— овладеть методами поиска, анализа и использования научной информации;
— использовать средства информационных и коммуникационных технологий(ИКТ) для
решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением норм
информационной безопасности;
— находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных
областях человеческой деятельности;
— вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
— самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности проекта или исследования на каждом этапе
его реализации и по завершении работы;
— адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
— адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (влияние на жизнь людей,
сообществ, экологическую ситуацию);
— адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, виДеть
возможные варианты применения полученных результатов;
— публично излагать результаты своей проектной работы;
— овладеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.

6

Предметные результаты
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат
представление:
— о методологических основах научной деятельности и научных методах, применяемых в
исследовательской и проектной работе;
— о таких понятиях, как «концепция», «метод», «модель», «метод сбора» и«метод анализа
данных»;

— о новейших разработках в области науки и технологий;
—0 правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательской областях;
— о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах
исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации
проектов (фонды, государственные структуры и др.).
Выпускники научатся:
— использовать
понятия
«проблема»,
«позиция»,
«проект»,
«проектирование», «исследование», «конструирование», «планирование», «технология»,
«ресурс проекта», «риски проекта», «гипотеза», «предмет исследования» и «объект
исследования», «метод исследования», экспертное знание для разработки и реализации
индивидуального проекта (исследования);
применять навыки проектной деятельности,
приобретённые знания и способы действий для решения различных задач, используя знания
одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
— использовать понятия «экология», «экологический мониторинг», «биосфера» при
разработке проектов и проведении исследований для решения актуальных (местных,
региональных, глобальных) экологических проблем;
— анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов, результаты
применения новейших технологий энергосбережения и ресурсосбережения;
использовать
местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы для
реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения
окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
— оценивать экологическую опасность отходов деятельности человека и преДлагать способы
их сокращения и утилизации в конкретных ситуациях;
— выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей
среды, здоровьем и экологическим просвещением людей.

ВЫПУСКНИКИ получат возможность научиться:
использовать знание принципов проектной деятельности, этапов и жизненного цикла
проекта при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и
социальной жизни;
— определять разумные потребности при использовании продуктов питания и товаров как
отдельными людьми, так и сообществами;

— анализировать влияние глобализации на развитие природы и общества
— извлекать и анализировать данные геоинформационных систем (ГИС) и программ

экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретного
региона;
— выявлять причины локальных, региональных и глобальных экологических проблем;
— предлагать меры для предотврщения экологических нарушений.

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов
1

1

Введение

2

Культура исследования и проектирования

10

3
4
5

Самоопределение: какую проблему решаем
Замысел и ресурсы проекта
Чистая страна — проблема, цель, проект

6
9
9
34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

1
2

Тема урока

Актуальность
проектов,
1
направленных
на
улучшение
экологической ситуации в регионах
Что такое проект и почему реализация 1
проекта — это сложно, но интересно

Кол-во
часов

Дата

ЦОР

3
4
5

6

7

8
9
10

11
12
13

14

15

Какие бывают проекты.
Национальный проект«Экология»
Проектная идея как образ будущего
Проекты, которые изменили страну:
проект
П. А. Столыпина
Техническое проектирование и
конструирование
как
типы
деятельности
Социальное проектирование: как
сделать лучше среду, в которой мы
живём
Волонтёрские проекты и сообщества
Анализируем проекты сверстников:
социальный проект
Анализируем проекты сверстников:
возможности ТТ-технологий для
междисциплинарных проектов
Исследование как элемент проекта и
как тип деятельности
Проекты и технологии: выбираем
сферы деятельности
Создаем элементы образа будущего:
что мы хотим изменить своим
проектом
Формируем отношение к проблемам:
препятствие или побуждение к
действию?
Знакомимся с проектными
движениями

1
1
1

1

1

1
1
1

1
1
1

1

1

10

16

17

18

Первичное
самоопределение.
Обоснование актуальности темы для
проекта или исследования
Первичное
самоопределение.
Обоснование актуальности темы для
проекта или исследования
Понятие «проблема» и «позиция»
при осуществлении проектирования
Формулирование цели проекта

1

1

1

19
20

Целеполагание и постановка задач.

1
1

21

Прогнозирование результатов проекта
Целеполагание и постановка задач.

1

Прогнозирование результатов проекта
22
23
24
25
26
27
28
29

30

31

Роль акции в реализации проектов
Ресурсы и бюджет проекта
Поиск недостающей информации
Передовой опыт переработки отходов
Передовой опыт переработки отходов
Как использовать зарубежный опыт
Как использовать зарубежный опыт
Технологии
переработки
и
утилизации мусора: как выбрать
оптимальную
Технологии
переработки
и
утилизации мусора: как выбрать
оптимальную
Аналитический обзор проектных и
исследовательских работ школьников

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

32
33
34
Итого

в области экологии
Сделаем свой регион чистым

1

Сделаем свой регион чистым
Резервный урок

1
1
34

12

Список литературы

1.

Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. №

2.

2.

Андреева Т. В. Досуг как форма социокультурной реабилитации инвалидов // Отечественный журнал социальной работы. 2009. № 1.

3.

Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования. — М.: МАРО, 1996.

4.

Дитрих Я. Проектирование и конструирование. Системный подход. — М.: Мир, 1981.

5.

Ендогур А. И. Конструкция самолётов. Конструирование агрегатов планера. Учеб. для высших учебных заведений. — М.: МАИ-ПРИНТ,

2012.

6.

Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ.

Методическое пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалёв, А. В. Захарова. — М.: Владос, 2014.

7.

Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс.

Начальная школа / [Сост. Л. В. Годовникова, И. В. Возняк]. — Волгоград: Учитель, 2011.

8.

Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование. Учеб. пособие для высших учебных заведений. — Ростов н/Д: Феникс,

2007.

9.

Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников:

5—11 кл. / Под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО, 2014.

10.

Леонтович А. В., Смирнов И. А., Саввичев А. С. Проектная мастерская: 5—9 кл. М.: Просвещение, 2019.

11.

Луков В. А. Социальное проектирование. Учеб. пособие для высших учебных заведений. — 3-е изд. М.: Изд-во Московская гуманитарно-

социальная академия Флинта, 2003.

12.

Половкова М. В., Носов А. В., Половкова Т. В., Майсак М. В. Индивидуальный проект.

10–11 классы. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2020.

13.

Ришар Ж.-Ф. На переломе. Двадцать глобальных проблем — двадцать лет на их решение. — М.: Ладомир, 2006.

14.

Столыпин П. А. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете 1906—1911. Нам нужна великая Россия... М.:

Молодая Гвардия, 1986.

14. Устиловская А. А. Метапредмет «Задача». Учеб. пособие для педагогов. М.: НИИ Инновационных стратегий развития общего образования,
Пушкинский институт, 2011.
Нормативно-регламентирующая документация

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в

Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)

2.

Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480)

3.

"Примерная основная образовательная программа среднего общего образования" (одобрена решением федерального учебно-

методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з)

4.

Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)»

(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o).

5.

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации

(http://sntr-rf.ru).

6.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области об обращении с твёрдыми коммунальными отходами

7.

(http://mgkh.mosreg.ru/deyatelnost/obrashenie-s-tvyordymi-kommunalnymi-otkhodami).
Региональные операторы по обращению с отходами (http://tbo.mosreg.ru/regionalnye-operatory).
Интернет-ресурсы

1.

Интернет-издание

об

экологичном

образе жизни

(https://recyclemag.ru/article/kak-v-skandinavii-sobirayut-pererabatyivayut-i-szhigayut-musor).

2.

Сайт

Ассоциации волонтёрских центров

3.

Фонд содействия инновациям (вовлечение школьников в инновационную деятельность) (http://shustrik.org/perechen-konkursov-dlyavovlecheniya-shkolnikov-v-innovacionnuyu-de yatelnost).

4.

Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/activities).

5.

Всероссийский

конкурс

(АВЦ) (https:///7/info добровольцыроссии.рф/orgaшzations).

научно-технологических

проектов

14

(https://konkurs.sochisirius.ru/custom/about).

6.

География

России (глобальные

проблемы

человечества)

(https://geographyofrussia.com/globalnye-problemy-chelovechestva-2).

7.

Загрязнение окружающей среды: экологические проблемы природы (официальный сайт TION) (https ://tion. ru/blog/zagryaznenieokruzhayushche j - sredy).

8.

Науколандия — статьи по естественным наукам («Как был открыт закон Архимеда?») (https://scienceland.info/ physics7/archimedesprinciple3).

9.

Официальный сайт

журнала

«Эксперт»

(http://expert.ru/expert/2014/48/pokorit-

proliv/media/252309). '

10.

Методология научного исследования (https://ppt-online.org/79695).

11.

Экологический паспорт Московской области (http://ecopassmo.mosreg.ru);

12.

Азбука для потребителей услуг ЖКХ
(http://mgkh.mosreg.ru/deyatelnost/shkola-gramotnogo-potrebitelya/azbuka-dlya-potrebitele y-uslug-zhkh/azbuka-dlya-potrebiteley-uslug-zhkkh);

13.

Раздельный сбор мусора в Московской области (http://tbo.mosreg.ru);

14.

Рекультивация полигонов
(https://mosreg.ru/sobytiya/temy/rekultivaciya-poligonov?page=2)

Мусорные истории: способы переработки и утилизации отходов в России и мире
(https://robo-hunter.com/news/musornie-istorii-sposobi-pererabotki-i-utilizacii-othodov-v-rossiii-mire10570).

15.
16.

Мусороперерабатывающий

завод в

центре Вены

(https://storm100.livejournal.com/4824861.html).

17.

Новая система утилизации отходов (https://mosreg.ru/seychas-v-rabote/proekty).

18.

Пути решения проблемы отходов в России (https://revolution.allbest.ru/ecology/00627461 0.html).

19.

Решение

проблемы

мусора в

Японии

(https://www.adme.ru/svoboda-kultura/esche-40-let-nazad-yaponiya-zahlebyvalas-musorom-a-s
im-eto-udalos- 1867565).

20.

Сайт

организации «Добровольцы

России»

egodnya-tam-chische-chem-v-evrope-rasskazyvaem-kak-

(https://добровольцыроссии.рф/organizations/55619/info).

21.

ТОП-8 экологических

проблем

Земли

(https://poshyk.info/ehkologicheskie-problemy-zemli).

22.

IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).

23.

Школьные проекты (http://naslednik.ru).

24.

Что такое альтернативные источники энергии: виды, выгода и перспективы развития
(https://housechief.ru/chto-takoe-alternativnye-istochniki-ehnergii.html).

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».