Экологическая культура

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Экологическая культура» 5 класс (ФГОС).
Программа внеурочной деятельности «Экологическая культура» разработана с
целью воспитания экологической культуры у учащихся 7 класса.
Программа «Экологическая культура» обладает широкими возможностями для
формирования у учащихся 5 класса фундамента экологической грамотности и
соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила
здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного
природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде.
Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс) из расчёта 1 час в неделю.
Всего: 34 часов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:
• развитие у учащихся интереса к экологии как науке и к изучению природы
вообще;
• формирование знаний о методах научного познания природы, умений,
связанных с выполнением учебного исследования;
• изучение природы родного края;
• формирование бережного отношения к природе.
Формы и методы обучения: экскурсии и прогулки в природу, игра, беседа,
викторина, практическая работа, изготовление поделок из природных материалов,
разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация,
составление памяток, защита проектов — исследовательские работы, выпуск
стенгазет, фотоотчёты и др.;
В результате освоения содержания курса «Экологическая культура» у детей
формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные,
коммуникативные, познавательные и регулятивные.

2

I.Планируемые результаты освоения учебного курса «Экологическая культура»:
Личностными результатами изучения предмета «Экологическая культура» являются:
обучающиеся осознают ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её ресурсов,
глобальная роль человека на Земле; космическое предназначение человека;

•

высокую степень зависимости человека от природы: человек не может жить вне

биосферы, а биосфера может существовать без человека;

•
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе
морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и
настойчивость в достижении результата;
•
необходимость активной жизненной позиции и приобретают мотивацию стать
активными защитниками окружающей среды.
Метапредметными результатами изучения курса «Экологическая культура» являются:

•
•

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план действий;

умение
установление

работать
причинно-

с

учебной

информацией

(анализ,

следственных связей);

•
умение
совместной

продуктивно общаться

и

взаимодействовать в

процессе

деятельности;

•
умение применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений,
сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к
природе; умение с достаточной чёткостью выражать свои мысли; проводить опросы; проводить
самооценку и взаимооценку деятельности и результатов работы; осуществлять презентацию
результатов и публичные выступления. 1)Познавательные УУД:

•

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
•
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических
•
операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания).
•
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.

•
•

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы,
различные виды планов
(простых,
сложных
и
т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

3

•

Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные
источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
•
Работать с биологическими объектами. 2)Регулятивные УУД:

•

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта.
•
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
•
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
•
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
•
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
•
Средством формирования
регулятивных
УУД служат
технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
•
участвовать в групповой работе, оценивать свой ответ, свою работу, а также работу
одноклассников.
3)Коммуникативные УУД:
•
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем;
•
Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;
•
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою
позицию.
Предметными результатами изучения курса «Экологическая культура» являются :
•

существование всеобщих связей в природе; природа — единая развивающаяся система;

солнечно-земные связи как отражение общих связей в природе;
•

единство

физических

и

химических

процессов

для

всех

проявлений

жизни;

биогеохимические превращения в природе;
•
различные способы постижения человеком природы; сложность путей научного
познания; логику научного познания; применение научных знаний в практической деятельности
человека;
•

принципы экологически грамотного поведения; деятельность человека, нарушающая

законы природы, приводит к нарушению её целостности.
•

Выпускник на базовом уровне научится:

использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в

системе «человек–общество–природа» и достижения устойчивого развития общества и природы;
•
определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров
отдельными людьми, сообществами;

4

•

анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной

среды;
•
анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с
целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности, энерго- и
ресурсосбережения;
•
анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов;
•
использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные
акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах
сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
•
понимать взаимосвязь экологического и экономического вреда и оценивать последствия
физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды;
•

анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического

правонарушения;
•

оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы

сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях;
•
извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и
компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической
обстановки конкретной территории;
•
выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и
глобальных экологических проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
•

анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности

человека в разных сферах деятельности;
•
прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной
экологической ситуации;
•

моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых

объектов;
•
•

разрабатывать меры, предотвращающие экологические правонарушения;
выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей

среды, здоровьем и экологическим просвещением людей.
II.Содержание учебного курса
Раздел «Экологическая культура» 5классы
Модуль 1. Понимаем природу (15 часов)
Как появились знания о природе. Роль природы в жизни человека. Человек учится у природы.
Воздействие человека на природу. Роль человека в жизни природы. Какие науки изучают природу.
Что изучает наука экология. Почему экологические проблемы так сложны. Природа — это система.
Учимся применять системный подход. Взаимосвязь компонентов в природе. Что такое экосистема.
Аквариум — искусственная экосистема.

5

Модуль 2. Сохраняем природу (19 часов)
Почему исчезают растения и животные. Красная книга. Как сохранить растительный и
животный мир. Проект «Сбор кормов для подкормки птиц и зверей зимой. Организация подкормки».
Экскурсия в зоопарк. Изготовление домиков для летучих мышей. Выявление и паспортизация
старовозрастных деревьев. Ответственность человека за прирученных животных. Социологический
опрос населения по проблеме содержания собак в городе.
III.Тематическое планирование.
5 класс
№ п/п

1
2

Разделы, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

К/р

15
19
34

9
8
17

6
11
17

-

Понимаем природу
Сохраняем природу
Итого:

Раздел «Экологическая культура» 5 класс
5 КЛАСС
Модуль 1. Понимаем природу (15 ч)

Всего
№
п/п
1

2

3

4—
5

6

6

Название темы

Основное содержание

Как появились
научные
знания о
природе. Роль
природы в
жизни
человека
Человек
учится у
природы
Воздействие
человека на
природу. Роль
человека в
жизни природы
Проект
«Озеленение
пришкольной
территории»
Какие науки
изучают
природу. Что
изучает наука
экология

Появление знания о
природе. Безграничность
процесса познания. Роль
природы в жизни человека.
Лекарственные растения.
Животные — помощники и
друзья человека
Изучение природных

Кол-во часов
Теоретических
Практических

1

1

1

1

Воздействие человека на
природу. Роль человека в
жизни природы

1

1

Проект «Озеленение
пришкольной
территории»

2

Науки, изучающие
природу. Экология.
Экологические
проблемы.
Саморегуляция, как
важное свойство
природы

1

«изобретений» человеком.
Наука бионика

2

1

7

8

Почему
экологические
проблемы так
сложны
Природа —
это система

Последствия
экологических
проблем.Экологические

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

проблемы в России

Система. Компоненты
системы. Природа —
открытая и развивающаяся
система

9

Учимся
применять
системный
подход

Использование
системного подхода при
изучении
природы.Мегамир,
макромир,

микромир
10

Взаимосвязь
компонентов в
природе

11

Что такое
экосистема

Взаимосвязь
компонентов
природы. Влияние
деятельности
человека на
взаимосвязи в
природе
Экосистема.
Компоненты
экосистемы.
Производители.
Потребители.
Разрушители. Пищевые
цепи

12

13—
15

Аквариум —

Практическая работа
«Аквариум как
система»

1

1

искусственная
экосистема

Итоговое
обобщение

Природа — наш дом.
Экология — наука о

3

3

доме. Экологические
проблемы Земли

16

17

Почему
исчезают
растения и
животные
Красная книга

Систематика. Вид.
Причины
исчезновения видов
живых организмов
Международный
союз охраны
природы. О чём
рассказывает Красная
книга. Красная книга
Российской Федерации

7

Модуль 2. Сохраняем природу (15 ч)
1
1

1

1

18

Как сохранить
растительный и
животный мир

19

20—
21

Проект «Сбор
кормов для
подкормки птиц
и зверей зимой.
Организация
подкормки»
Экскурсия в
зоопарк

22—
23

Изготовление
домиков

Деятельность
человека,
направленная на
сохранение природы.
Общественные
организации по
охране природы
Сбор кормов для
поддержки птиц и
зверей зимой

Правила наблюдения
за животными.
Экскурсия в зоопарк.
Наблюдение на
птицами на кормушке
Практическая работа

1

1

1

2

2

2

2

для летучих
мышей
24—
25

26

27—
28

29—
34

«Изготовление
домиков для летучих
мышей»
Выявление и
Практическая работа
паспортизация
«Поиск, выявление и
старовозрастных паспортизация
деревьев
старовозрастных
деревьев
Ответственность Порода. Домашние
человека за
животные. Правила
приручённых
ухода за домашними
животных
животными
Социологический Социологический
опрос населения опрос населения по
по проблеме
проблеме содержания
содержания собак собак в городе
в городе
Итоговое
Сохраняем природу.
Красная книга. Значение
обобщение

1

2

1

2

1

2

2

4

2

2

34

17

17

сохранения разнообразия
видов растений и
животных. Всемирный
день дикой природы

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

8

Список используемой литературы
1. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров, А.Ю. Моя экологическая грамотность, 5-6 кл.
[Текст]: Программы внеурочной деятельности — М.: Просвещение, 2012 г. — 80 с.
2. Легенды и мифы Древней Греции [Текст]. -М.: Просвещение, 19741975. — 463 с.
3. Мансурова С.Е. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл. [Текст]: Школьный
практикум. - М. : ВЛАДОС, 2011. -112с.: ил.
4. Муравьев А.Г., Пугач Н.А., Лавров В. Н. Экологический практикум [Текст]: Учеб. пособие
с комплектом карт-инструкций/ Под ред. А.Г. Муравьева. — 2-е изд., испр. - СПБ.: Крисмас+, 2012. 176с.: ил.
5. Скальный, А.В.Химические элементы в физиологии и экологии человека [Текст] / - М.:
Издательский дом «Оникс 21 век»: Мир, 2004. - 216с.
6. Снакин, В.В. Экология и охрана природы [Текст]: Словарь-справочник / Под. ред. акад.
А.Л. Яншина. - М.: Academia, 2000. - 384

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».