Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Соболевская средняя школа»

Программа
по профилактике безнадзорности, правонарушений
и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.

с. Соболево
2022 год

Паспорт Программы
Наименование
Программы
Период реализации
Программы
Цели Программы

Основные задачи
Программы

Ожидаемые
результаты:

Профилактика безнадзорности, правонарушений и формированию
здорового образа жизни несовершеннолетних
2022 – 2025 учебные гг.
1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности,
правонарушений и антиобщественных действий
несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий,
способствующих этому.
2. Содействие созданию благоприятных условий для полноценного
развития ребенка в семье, образовательной организации, социуме.
3. Совершенствование системы профилактики безнадзорности
правонарушений и формированию здорового образа жизни
несовершеннолетних.
1. Обеспечение защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних.
2. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних,
находящихся в социально-опасном положении.
3. Выявление и пресечение случаев вовлечения
несовершеннолетних в совершение преступлений и
антиобщественных действий.
4. Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни
путём воспитания умения противостоять вредным привычкам.
- Создание комплексной системы социальной профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- Стабилизация ситуации в семье;
- Уменьшение количества неуспевающих учащихся;
- Увеличение числа детей, ведущих здоровый образ жизни;
- Снижение уровня безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетними.

Пояснительная записка.
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социальноэкономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется
нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня,
криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для
подрастающего поколения и общества в целом тенденции:







рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое
распространение
социального
сиротства
и
беспризорности
среди
несовершеннолетних;
массовые нарушение прав детей;
рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению
числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
омоложение преступности;
увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся
в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
К типичным отклонениям в поведении обучающихся относятся: лень, упрямство,
агрессивность, недисциплинированность, уклонение от занятий, нарушение Устава ОО.
Типичными причинами отклонений в поведении детей являются:








безнадзорность в семье из-за занятости или пьянства родителей, семейного
неблагополучия;
отсутствие единства в требованиях родителей и педагогов;
низкий уровень культуры и психолого-педагогической образованности родителей;
нарушение эмоциональной, волевой сферы личности ребенка, отсутствие
моральных и этических норм;
социальная неустроенность родителей, отсутствие материальных средств;
нарушение родительско - детских отношений;
семья находится в состоянии развода.

Наличие того или иного фактора социального неблагополучия в семье ведет к
возникновению социальных отклонений в поведении детей, влечет явление
беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и требует
к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.
С целью систематизации работы образовательной организации в области профилактики
была создана программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних.
Объект деятельности: обучающиеся 1-11 классов МОКУ «Соболевская средняя школа».
Предмет деятельности:
обучающихся.

социально-педагогические

условия

развития

личности

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними
основывается на принципах законности, демократизма, гуманного отношения с

несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального
подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной
информации,
государственной
поддержки
деятельности
органов
местного
самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и
граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Цель программы:
1.Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и
условий, способствующих этому.
2.Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка в
семье, образовательной организации, социуме.
3.Совершенствование системы профилактики безнадзорности правонарушений и
формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.
Задачи программы:
- Создание условий для проявления учащимися нравственных и правовых знаний,
умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.
-Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания
умения противостоять вредным привычкам.
-Воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития
индивидуальных интересов и способностей.
-Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных
структур (школы, семьи, ОДН) в работе с подростками «группы риска».
- Обеспечение социальной защиты детей и подростков.
-Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности,
формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам
человека.
Правовая основа программы.
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений
составляют:
- Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
- Указы Президента РФ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты
государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
Сроки программы:
Программа рассчитана на 2022-2025 год.
Этап разработки программы: август 2022г.
Этап реализации программы профилактической работы в рамках предлагаемой
концепции: 2022-2023, 2023-2024, 2024-2025 учебные годы.
Этап рефлексии: май – июнь 2025 год.
Программа рассчитана на 3 года.
В основу программы положены следующие методы работы:
1.Беседы.
2.Лекции.
3.Наблюдение
4.Классные часы.
5. Встречи с интересными людьми.
6.Просмотр видеофильмов.
7.Педагогические, профилактические советы.
8.Конкурсы рисунков.
9.Акции.
10.Опрос
11.Анкетирование.
12.Изучение документов и продуктов деятельности школьников
13.Диагностика.
14.Сопровождение.
15.Убеждение.
16.Моральная поддержка.
17.Сопереживание.
18.Сотрудничество.
Содержание программы.
Программа содержит 4 блока:
1.
2.
3.
4.

Организационная работа.
Диагностическая работа.
Профилактическая работа с обучающимися.
Профилактическая работа с родителями.

1.Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса
мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений.

2.Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей
обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление
негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы,
организацию мониторинга здоровья обучающихся.
3.Профилактическая работа с обучающимися включает профилактическую деятельность и
индивидуальную работу с детьми девиантного поведения и детьми «группы риска».
Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов,
общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр,
разыгрывание конкретных ситуаций.
Работа с детьми девиантного поведения выстраивается в несколько этапов:
Этап
Изучение окружающей среды ребенка
Обеспечение психологической готовности
ребенка к изменению

Содержание
Диагностика
Беседы с ребенком,
вхождение в доверие к нему,
пробуждение его интереса к той или иной
деятельности
Стимулирование положительных поступков,

Накопление у несовершеннолетнего
нравственно положительных качеств,

изменений
поступков
Самовоспитание, самоконтроль

Поддержка ребенка в процессе
самовоспитания и самоконтроля

4.Профилактическая работа с родителями предусматривает установление
неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального
педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи, включение семьи
в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев,
общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализуют: администрация школы (с привлечением заинтересованных
ведомств), классные руководители, психолого-педагогическая служба, педагог –
психолог, социальный педагог.
Понятия, употребляемые в работе
правонарушений несовершеннолетних:

по

профилактике

безнадзорности

и

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики
безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:



Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого,
отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения
обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны
родителей или законных представителей либо должностных лиц.









Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в
возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности
находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья
либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо
совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без
попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и
(или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных
конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из
семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных
условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебновоспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно
нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть
данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система
социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и
устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности,
правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних,
осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с
несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее
какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт,
предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно
либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается
соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная
ответственность.
План мероприятий программы.

№
п/п

Содержание работы

классы

сроки

ответственные

Организационные мероприятия.
1

2

3

4

5

Выявление детей "группы
риска",
детей
с
девиантным поведением,
детей из неблагополучных
и
малообеспеченных
семей.
Акция «Всеобуч».

1-11

сентябрь

Классные
руководители,
соц.педагог

1-11

Ежегодно в
сентябре

Организация заполнения в
классах
социальных
паспортов.
Составление банка данных
и социального паспорта
школы.
Планирование
и
корректирование работы
по
профилактике

1-11

сентябрь

1-11

октябрь

Классные
руководители, соц.
педагог
Классные
руководители,
соц.педагог
Соц.педагог

1-11

Сентябрьоктябрь

Соц.педагог

правонарушений
уч-ся
школы совместно с ПДН и
КДН
и
ЗП.
Организация
работы
Совета
профилактики
школы (по отдельному
плану)
Вовлечение "трудных" учся в работу кружков и
секций.

1-11

1 раз в
четверть

Завуч по УВР,
соц.педагог.

1-11

Сентябрьоктябрь

Классные
руководители

8

Организация каникул.

1-11

9

Ведение
картотеки
учащихся, состоящих на
внутришкольном
учёте,
учёте КДН и ЗП и ПДН.

1-11

Ноябрь,
декабрь, март,
май
В течение
всего
времени.

Завуч по ВР,
классные
руководители
Социальный
педагог.

6

7

Работа с учащимися.
1.

Оказание помощи вновь
прибывшим учащимся в
адаптации
в
новом
классном
коллективе.

1-11

По мере
необходимост
и

Соц. педагог,
педагог-психолог,
классные
руководители.

2.

Оказание
помощи
учащимся в прохождении
адаптационного периода.

1,5,10

Сентябрьоктябрь

3.

Оказание
помощи
учащимся
в
трудной
жизненной ситуации.

1-11

Постоянно

4.

Организация
досуга
учащихся (по
плану
воспитательной
работы
школы).
Контроль за
посещаемостью уроков,
поведением детей «группы
риска».

1-11

Постоянно

Классные
руководители, соц.
педагог, педагогпсихолог
Классные
руководители,
администрация
школы, соц. педагог,
педагог-психолог
Завуч по ВР,
классные
руководители.

1-11

Ежедневно.

6.

Беседы по ПДД

1-11

В течение
учебного
года.

7.

Беседы «Закон и порядок»,
«Цена вредных привычек».

1-11

В течение
учебного
года.

5.

Администрация
школы, классные
руководители, соц.
педагог.
Классные
руководители.
Соц.педагог,
инспектор ПДН,
классные
руководители.

8

Участие в акции: «Кросс
наций».

5-11

Ежегодно,
сентябрь

9

Профилактическая беседа:
«Правила поведения в
школе и дома».
Проведение правового дня
помощи детям.

1-11

Сентябрьоктябрь

1-11

Ноябрь

Мероприятия,
посвящённые
«Международному
дню
«ПРОТИВ СПИДА».
«Вирус сквернословия»

5-11

декабрь

1-11

январь

Мероприятия
по
профилактике наркомании
и токсикомании «Вред
наркотиков».
«Неделя
безопасного
интернета»

1-11

февраль

5-11

февраль

15

Неделя Добра

1-11

Ежегодно в
апреле

16

Проведение
социальнопсихологического
тестирования
среди
обучающихся,
направленного на раннее
выявление
немедицинского
потребления
наркотических средств.
Организация и проведение
спортивных соревнований,
мероприятий.
Проведение уроков по
биологии, химии, ОБЖ,
направленных
на
формирование здорового
образа жизни.
Проведение
конкурсов
рисунков для учащихся
начальной школы : «Мы за
ЗОЖ»,
«Составляющие
ЗОЖ».
Индивидуальные
профилактические беседы
с учащимися, состоящими

5-11

Ежегодно по
запросу ЦРБ.

1-11

В течение
учебного
года.
В течение
учебного
года.

Учителя физической
культуры, завуч по
ВР.
Учителя
предметники.

1-4

В течение
учебного
года.

Социальный
педагог, классные
руководители.

1-11

В течение
учебного
года.

Социальный
педагог, классные
руководители,

10

11

12

13

14

17

18

19

20

5-11

Вожатые, учителя
физической
культуры, завуч по
ВР.
Соц. педагог,
классные
руководители.
Социальный
педагог, завуч по
ВР.
Классные
руководители, соц.
педагог, педагогпсихолог.
Соц. педагог,
классные
руководители
Соц. педагог,
классные
руководители.
Учитель
информатики,
социальный педагог.
Соц. педагог,
классные
руководители
Социальный
педагог, педагогпсихолог.

на различных видах учёта.

21

Проведение инструктажей
по ТБ.

1-11

22

Проведение
диагностических методик
изучения
личности
ученика.
Привлечение подростков к
шефской
помощи
младшим
школьникам,
волонтёрская работа.

1-11

23

1-11

В течение
учебного
года.
В течение
учебного года
В течение
учебного
года.

Педагог-психолог,
социальный педагог.
Классные
руководители,
администрация
школы, педагогорганизатор.
Педагог-психолог,
социальный педагог.

24

Проведение тренинговых
занятий
с детьми с
девиантным поведением.

1.

Выявление
семей,
уклоняющихся
от
воспитания
детей,
неблагополучных семей.
Организация тематической
встречи
родителей
с
руководителями
образования,
представителями
правоохранительных
органов,
прокуратуры,
органов здравоохранения.

1-11

В течение
учебного
года.

1-11

Октябрь,март
(по плану
общешкол.
родительских
собраний).

Вовлечение родителей в
общешкольные
мероприятия.
Консультирование
родителей по вопросам
воспитания.

1-11

В течение
учебного года

Классные
руководители

1-11

В течение
учебного года

5.

Тематические
родительские собрания.

1-11

6.

Посещение семей с целью
обследования материально
бытовых
условий,
воспитания учащихся.
Заседание родительского

1-11

В течение
учебного года
(по плану
классных
руководителе
й)
В течение
учебного
года.

Соц.педагог,
педагог-психолог,
классные
руководители
Классные
руководители.

2.

3.

4.

7.

В течение
учебного
года.
Работа с семьёй.

педагог-психолог,
администрация
школы.
Классные
руководители.

1-11

1-11

1 раз в

Классные
руководители,
соц.педагог,
педагог-психолог.
Администрация
школы

Классные
руководители, соц.
педагог, педагогпсихолог.
Завуч по ВР

комитета.

четверть

Ожидаемые результаты:








Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Стабилизация ситуации в семье.
Увеличение числа детей, включенных в кружковую деятельность.
Уменьшение количества неуспевающих учащихся.
Увеличение числа детей, ведущих здоровый образ жизни.
Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.

Мероприятия программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних " направлены на защиту прав детей, находящихся в особо сложных
обстоятельствах. Дети «группы риска» - это незащищенные и незрелые в силу возраста
граждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития.
Эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой
неблагоприятные последствия, как для личности, так и для общества в целом.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».